Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
16 Сентября 2023, 10:00

Портал времени мореглазой Зухры Буракаевой

Есть такое выражение «наш человек». А я очень для немногих «мой человек», одной из этих немногих является Зухра Буракаева. Я даже не знаю, как мы подружились. Она ведь для многих людей «наш человек»...

***

Сияние нашего таланта

Состоит из боли и радости

И открывает портал времени,

В которое мы отправляемся

Каждый день!

И иногда можем отправить других,

В тот мир который видим,

На кончиков своих пальцев...

С днем рождения

Зухра Буракаева!

 

Вот пока ждала от нее подборку стихов и рассказ, уже начала сочинять сама. И, как всегда, у меня получилось стихотворение.

Про то, что мы прошли по этой земле длинную тропу «длиной в полвека» и сколько успели – задумалась одна из удивительных моих людей – Зухра Буракаева в предисловии к своим верлибрам

  Она литератор широкого профиля – драматург, прозаик, поэт, публицист, киносценарист, культуртрегер, переводчик. А ещё у неё миссия на Земле – Муза башкирского кино. Последние годы эта миссия обрела официальный статус – председатель Союза кинематографистов Башкортостана Зухра Диккатовна Буракаева.

А когда мы познакомились – это была невероятно голубоглазая девочка с огромной рыжей косой до колен. Она пригласила меня тогда на премьеру фильма Булата Юсупова «Радуга над деревней» – в этом фильме есть эпизод сохранивший нам непосредственный облик юной Зухры и память о косе. В момент нашего знакомства Зухра была беременна старшей дочерью, и когда Айназа родилась, через некоторое время коса была отстрижена, ибо с грудным ребенком на руках быть Рапунцель затруднительно.

Зухра всегда была влюблена – «для того, чтобы успешно продвигать что-то, вы должны быть влюблены в это» - в кино, в литературу, в свой башкирский народ. Чем бы она не занималась она делала это либо из любви к искусству, либо из любви к людям. Из любви к своим детям брала много, невероятно много рутинной работы. Другой бы человек после такой нагрузки погас, но бездна общительности Зухры – это эпохальное явленье.

У нас после знакомства была какая-то у каждой своя жизнь в отдельном пространстве. Потом вдруг наши отдельные пространства стали соприкасаться – моя дочь и младший сын Зухры ровесники – и когда они начали ходить и говорить – мы стали общаться семьями. Иду я со своей крохотной принцессой в бальном платье через парк и встречаю Зухру. А потом мы уже у меня в частном доме на террасе смотрим, как наши двухлетние дети прекрасно общаются, не зная языка друг друга – Юрматы на башкирском тогда только говорил, но тем не менее они играли увлеченно. И ничто им не мешало. И мне тоже – заняться вместе с Зухрой общей культурной деятельностью. С тех пор я снималась в фильмах по её сценариям, да что там, вся моя семья снималась. Написав стихи, мы немедля звонили и читали их друг другу. У нас были внутренние флешмобы. Я тиранила Зухру виолончелистами и Пъяццолой. Устраивала персональную ей симфоночь. Вообще музыки в нашей жизни было много. Несколько лет подряд «симфоночь» была для нас синонимом летних прогулок. Тем более Зухра сделала несколько фильмов про башкирских композиторов, и ей пришлось прослушать множество произведений национальной классики. А еще она писала тексты песен для башкирской рок-группы «Бурелар», на концерты которой мы тоже ходили вместе. Я всегда с интересом наблюдала за тем, как Зухра выстраивает свой баланс между современным и вечным – целое лето перед сном читает «Братьев Карамазовых», и она же первая спрашивает меня ­– а ты знаешь про стихи Оксаны Васякиной?

И я видела, как человек растет над собой. Мы занимались однажды вместе на семинаре драматургов. Для меня оказалось это до сих незавершенный гештальт. А Зухра состоялась, как автор пьес, ныне идущих во многих театрах. В прошлом году получила как драматург премию имени Салавата Юлаева за спектакль «Потомки Салавата не отступят» про генерала Шаймуратова и Башкавдивизию.

Вот тут я приведу цитату из публичного выступления, чтоб вам стало ясно её понимание своего предназначения, места и цели. Зухра Буракаева, председатель Союза кинематографистов Республики Башкортостан: «Может, Булат Юсупов прав в том плане, что надо какую-то просветительскую деятельность вести, чтобы люди, которые хотят заниматься в дальнейшем кино, понимали – какие перспективы их ждут, а какие не ждут. Или к каким целям реально стремиться, а к каким не стоит – в силу того, что мы живём в определённых условиях. Можно жить мечтой, что поедешь в Голливуд, и с этими надеждами и умереть. А можно работать как идейные люди, и как-то начать попадать на фестивали. На конкурсы можно самим подавать. Там много условий, прежде всего технические параметры и прокатное удостоверение на хорошие фестивали. Это отдельное большое дело.»

То есть она сама научилась реализовывать себя, не дожидаясь идеальных условий, и это умеет транслировать другим.

В английском языке есть понятие "understatement" – "казаться проще, чем ты есть". Я, например, сажала помидоры и потрясла этим Зухру когда-то, видимо вот это английское слово как раз к тому случаю относилось. Зухра изначально знала, что я сложный поэт и вдруг попала ко мне в гости, в огород. Подобный антагонизм понтов – привилегия, присущая лишь самодостаточным людям. И Зухра Диккатовна очень обманчиво простой человек, веселый, лёгкий и общительный на первый взгляд. Но там бездна трудолюбия и силы воли. За 20 с лишним лет я убедилась, что Зухра никогда себя не балует. Для неё "любить себя" – в другом. Не вкладывать в то, чтобы стать подобием других и хвастать этим. А вкладывать в то, чтобы стать подобием идеальной себя. Хотя вот некоторые вещи я научилась неожиданно делать, сначала делать не очень и через это понимать, что есть хорошо.

И Зухра Диккатовна тоже научилась делать удивительные фестивали, потрясающие творческие лаборатории. И она продолжает «снимать кино» создавая условия для этого непростого процесса.

Идеальная я всё дальше от того, чем хотела быть когда-то. Идеальная Зухра Буракаева возможно тоже удивляется куда её реальную эта жизнь довела – аж до поста председателя Союза кинематографистов Республики Башкортостан. Возможно, в юности она думала, когда училась на переводчика в Литинституте – что переведет на башкирский самую лучшую классику, тех же «Братьев Карамазовых». Или, когда училась во ВГИКе на киносценарном – что сценарий напишет, как Василий Шукшин и Феллини…

Но все эти годы я вижу, как человек с искренней страстью превозмогал обстоятельства трудной личной жизни, бесконечный быт и не замыкался в себе. А осваивала новое – и драматургию, и журналистику, и бюрократию... Внутри неё горел искренний интерес и светилось желание попробовать. И она пробовала и делала, и получала новые навыки. И совершенствовалась хоть в чем-то каждый день. И это было не всегда эффектно, иногда это было невозможно трудно. Но каждый день она шла к все более собранному и зрелому варианту себя. А это уже очень сложный способ жить. Некоторые проживают эту жизнь детьми, все время кляня судьбу и обстоятельства, места и времена.

Год назад 16 сентября в день рождения моей потрясающей подруги Зухры Буракаевой написано мной стихотворение.

Бессмертник

 

Всё умирает каждую осень.

Всё умирает, даже любовь.

Всё умирает, даже в словах

Умирает смысл.

 

Любовь меняет запах.

В конце концов ты остаёшься с оттенком

Собственного пота.

Но не хочешь поливать

Всё химией духов.

От них ты задыхаешься.

Как от лжи.

Нужно вставать, идти

На улицы сентября

Через город

– на мастерство актёра,

И кормить кота.

Нужно ухаживать за

Кусочком собственной Вселенной.

Особенно тщательно

В пору, когда всё становится тленом.

Пора идти и искать

Последние астры лиловые

И тёмно-бордовые хризантемы.

Сегодня на Красинском рынке

Продавались нежные светлые

Жёлтые шарики хризантем

Цветом из ранней весны,

Когда-то в детстве

Тёмный жесткий бессмертник

Был символом

Поздней осени.

Думала – о чем этот стих? Почему так написалось. Видимо о том, что парадигма цветов осени сменилась, но внутренняя суть взросления осталась? Или что-то еще, жаль не перескочить обратно в сентябрь того года и не спросить у себя самой – что ты имела в виду. На странице ежедневника никаких помет.

А Зухре будет уже 50 лет. И опять будет много в этот день цветов. В наших горизонтах планирования ещё много неисписанных листов. И я буду ждать, что еще придумает в жизни и воплотит в искусстве мореглазая Зухра! И да, я люблю этот эпитет для людей с голубыми глазами. И море, и бездна, и симфония, и мистика, и передача смысла с одного языка на другой – все умещается в слово мореглазая. А девушку с коромыслом, чьи очертания можно разглядеть на Луне в ясную ночь, в башкирской сказке зовут тоже Зухра.

***

Зухра есть позитивная волна и экстремальное явленье,

Всё может,

Даже умудряется

Себя

Заставить делать

Через не хочу:

"Фриланс, детокс, все сдать надо еще вчера,

«Щас» сядем быстро накидаем".

Спать месяцами лишь по три часа,

Организовывая всё и вся

– и радоваться умудрялась как дитя.

Желаю девушке с Луны удач во всех ее делах:

В кино, в театре, в переводах и стихах.

Еще желаю дни для отдыха найти,

В той круговерти что всегда

На творческом пути.

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: