Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
9 Октября 2021, 18:00

Слово, преодолевающее хаос

Проблемы сегодняшней литературы, да и литературы вообще волнуют многих литераторов. Вот и меня вопросы о том, что есть литература, менталитет национальный, образы художественно-культурного пространства, не оставляют равнодушной.

Поймут ли меня нынешние поколения, взращенные в условиях клипового образа современной жизни и восприятия мира? Поймут ли то, о чем говорю я, человек в возрасте, поэт со стажем?..

Известно, что жизни суть совсем проста. Но почему же люди стремятся делать научные открытия, создавать произведения искусства? Не из-за того ли, что все области искусства и науки слагаются в общий поток познания, противником которого является хаос? Хаос – это неизвестность. Творческий человек извлекает гармонию из хаоса. Искусство слова – сфера эволюции сознания, его картинная галерея. Мне представляется, что существуют только две сверхсистемы: Вселенная и Искусство (а искусство слова – корона культуры). Для человека художественные образы являются наиболее близким, драгоценным космосом. Процесс творчества имеет две стороны: художник познает самого себя через свои творения и в то же время в своем познании создает мир своего творчества. Здесь важны и психология, и философия творчества. Поэзия без образа не достигает духовной силы, потому что она безлична. Любой продукт творчества должен опираться на красоту, так как только красота и является реальной силой в мире, к сожалению, достаточно агрессивном.

Но значение красоты дуально: существует художественное понятие красоты и иное, стоящее особняком, – эстетическое. Законы эстетики – лишь правила мышления, а не законы реальности.

Размышления над всем этим в течение многих лет позволили мне понять, что существует некий баланс ума и сердца. Долгие годы я пытаюсь совершенствовать этот баланс. Поэта (да и любого творца) можно сравнивать с инструментом, все струны которого находятся в соответствии друг с другом. Они помнят все созвучия и догадываются о других, новых созвучиях. Это и является мастерством! Чтобы достичь последнего – кому-то не хватает и целой жизни. Другой же наделен благодаря Аллаху этим изначально!..

Потребность в поэтическом, в художественном познании мира появилась, мне представляется, неспроста. Всякая культура, будь она европейская, восточная или покорившая весь мир греческая, прежде всего опирается на культуру мифологии. Самодостаточность нации оценивается по тому, удалось ли ей свою самобытность выразить посредством художественно-поэтических образов, сумела она объяснить сотворение мира и наличие единоначалия или нет.

Многие мифы, легенды и даже религиозные воззрения повествуют о некогда существовавшем единстве человека и Создателя, что в последующем и до наших дней стало главным предметом художественного исследования поэзии.

Скажем, было единство духовного и материального. В силу обстоятельств человечество утратило величайшее покровительство Создателя, произошли события, описываемые в религиозных преданиях и мифах: потоп, землетрясения, активизация вулканов, прочие катаклизмы.

Вероятно, преемственность культуры, цивилизаций некогда и оборвалась. Но генная память сохранила все повороты истории, и человечество, в назидание ли грядущему, в печали ли о прошлом, прибегло рассказать обо всем посредством поэтического слова. Не знаю, как человечество поняло, как пришло к пониманию, что на память, разум и психическое состояние лучше всего стоит воздействовать именно так, как сегодня мы пытаемся делать. Так были созданы «Урал-батыр» (башкиры), Ветхий Завет (евреи), Авеста (иранцы), Веды, «Махабхарата», «Рамаяна» (индийцы).

Современная литература, к сожалению, не оказывает такого воздействия на страну и эпоху, как в прежние времена. И связано это, по-моему, не с формами и эстетическими пристрастиями, а с глубоким кризисом идей, с отсутствием внятных современных ответов на главный вопрос – зачем? Зачем автор берется за перо, пардон, садится за клавиатуру? Какие ценности он хочет утвердить или ниспровергнуть? Литература призвана если не докопаться, то хотя бы приблизиться или стремиться к истине. К истине жития, смысла бытия, добра и зла.

Многие ли из нас теперь жаждут приобщиться к истине? Нужна ли нам истина носителей, скажем, опыта предков? А она ведь не просто совокупность знаний. Ее нельзя запечатать в книгу: она может передаваться из уст в уста. Передается она только тем, кто ее готов принять.

Возможно, кто-то полагает, что путь познания, духовных исканий – удел избранных. Конечно же, это не так. Все мы ищем в этой жизни себя, свое предназначение, применение собственным талантам или счастливую звезду. Просто мы очень разные, а значит, наши цели и дороги не похожи одна на другую.

Да, человеку, потерявшему покой или ориентиры, можно посоветовать идти в храм божий и молиться. Он последует нашему совету, но почувствует, что спасения не происходит. Почему? А потому, что у каждой зоны поиска есть не подлежащие анализу условия: открытость, пластичность, готовность меняться и воспринимать. Именно эти качества необходимы в духовном поиске.

По большому счету, этот путь бесконечно долгий, как минимум от рождения до смерти. У ищущего бывают и Учителя. Своими Учителями я считаю своих родителей.

Молодым, возможно, уютно и удобно в сегодняшних условиях, но по мне, так жизнь, кажется, становится какой-то техногенной. Даже искусство и литература. А общество постепенно дробится и закрывается в своих семейных скорлупах. А еще общество не ставит перед собой чрезвычайно сложных задач, которые требуют усилий людей какого-то высокоинтеллектуального или психологического типа. И задачи ставятся не грандиозные, не на дальнюю перспективу.

Системы ценностей, худо-бедно установившиеся сейчас в стране, занижены и заземлены. Да, мы живем в эпоху технологов. Они правят бал во всех областях – в бизнесе, политике, культуре; они разрабатывают какие-то нехитрые схемы, технологии, запускают их в процессы и получают... продукцию. В том числе и литературную. Технологи не мыслят масштабными историческими и моральными категориями. Это не их формат. Они просто не обладают соответствующим мышлением. Это какие-то рафинированные люди, не отягощающие себя лишними проблемами, не задающие лишних вопросов, не имеющие чувства жалости и морали. Технология организации отношений, принципов, правил образовались еще в 90-е годы и теперь покрыла всю страну. Произошел паралич сознания. Как его преодолеть? Путь этот нелегок. Говоря общими фразами, душа и разум людей должны трудиться. Иначе нас одолеют химеры потребительства и безудержной наживы. Я некогда дружила с одним неплохим литератором, верила в его талант и порядочность. Но он оказался слаб в плане моральном. Повернул свою «творческую» дорожку в сторону наживы, карьеры и завяз в злобе и зависти.

И то верно, моральной силой Господь вознаграждает не всех. И даже те, кто обладает некоторой способностью к творчеству, не всегда способны оставаться честными перед совестью. Но совесть... Это самый мощный институт при движении к прогрессу и эволюции, при движении к совершенству в творчестве.

Так что же тогда является основой человека? Из чего состоит творческая личность? Что является сущностью всего? Пожалуй, это то, что формируется в человеке им самим, совершенно независимо от других людей, от жизненных обстоятельств и даже от того, что заложено в человека разумного природой. Это способность реально оценивать самого себя.

Истинная самооценка – это умение побеждать обстоятельства и самого себя. Это готовность работать и совершенствоваться в своей профессии. Творец просто обязан искать и находить внутренние устои.

Но победа за победой приносит человеку славу, а жизнь в ореоле славы может настолько деформировать его личность, что он перестает предаваться радости и простым инстинктам.

Вероятно, как и каждому человеку, творцу дан свой запас на выживание, поставлен свой предел в развитии личности. Скорее всего, это и есть запас воли человека, ведущий его на борьбу с самим собой. Часто мы делаем это не очень успешно. Конечно, победить свое эго очень трудно, но все же...

Есть категория людей, нацеленных лишь на борьбу и победу. Они неспособны оглядываться назад. Они идут по головам, жестоко и рьяно, иногда им удается удовлетворить свои амбиции. Но, дорогие мои, бывают поражения ценнее, чем их победы...

Поэзия любого народа является составной частью общей культуры нации. А культура сводит собственную роль исключительно к той или иной деятельности в области искусства, науки, быта. Но ведь она не только отрасль знаний, но и первопричина того, что человек есть человек, она возвышает его в любой деятельности, возвышает, но не отрывает от мира.

Литература – явление национальное, и чтобы понять специфику духовных ценностей народа, необходимо обратиться к ее художественным образам. Так, именно на духовную, а не материальную основу всегда опиралась башкирская литература и башкирское миропонимание в целом. Именно на ней строится психология народа, носителя евразийской культуры. Это очень важное обстоятельство, оно дает возможность понять и объяснить первопричину многих исторических событий. Для башкир, бывших язычников, поклонявшихся единому Богу – Тенгри, и сегодня природа является божеством, обожествлено и само Слово. Божество, как принято, требует поклонения, бережного и почтительного к себе отношения. Не понимая этого, всех многовековых традиций нации, пожалуй, нельзя понять и принять поэзию, литературу и искусство современных башкир.

Пространство между Волгой и Яиком – священная земля Урала, отчизна башкир, ставшая родиной для людей многих национальностей, воспетая сотнями влюбленных в ее красоту. Мы помним о многотысячелетнем культурном сообществе народов, живших в этих местах, о сложных традициях, легендах, верованиях. Скифы и сарматы, финно-угры, кипчаки и башкиры создавали эту культуру. Современные башкортостанцы являются ее наследниками. Удивительное и неповторимое перекрестье Запада и Востока, Севера и Юга, культур и цивилизаций, стилей и эпох – вот что такое Башкортостан.

Поэзия всегда помогала человеку общаться с Богом, с Вселенной. Поэзия дает понять, что наше тело бренно, сознание и жизнь бесконечны, а категория Времени еще никем не понята и, может быть, никогда и не будет понята до конца по той простой причине, что мы сами по природе своей совмещаем в себе временность и вечность, смертность и бессмертие. И эти два начала, соединенные в каждом из нас, исподволь, а то и явно воюют друг с другом. Мы обречены быть полем боя двух сил: добра и зла.

Башкирская поэзия была и остается подверженной символизму, иносказаниям. К сожалению, эта высшая форма художественных образов теперь все чаще подменяется примитивными приемами стихоплетства.

Поэзия, созданная без затрат душевных сил, ничего не несет, но хорошо воздействует на массы. Бесталанность легко вытесняет с «рынка» искусств дар Божий, который не знает, куда девать свою совершенную, высокую продукцию. Приметами бездарности становятся стандартность, убожество стиля, в общественное сознание вползает опасная идея общедоступности самого творческого процесса. В таких условиях литература перестает быть духовным руководителем общества. А ведь общеизвестно, что поэты воспринимают и воссоздают мир не как все люди. Стереотипы убивают художественность и оригинальность, уникальность мышления.

Объемное и ответственное мышление не может возникнуть само по себе. Культурный генофонд земного шара опирается на Слово. Поэтический язык – сильнейшее выражение культуры (не случайно есть люди, наделенные таким даром, они призваны защищать человеческое на Земле).

Наш Башкортостан – огромный эрмитаж, музей, сотворенный руками миллионов поколений. Это пространство, способное внушить вдохновение. Мне представляется, что стоит чаще говорить об этом. Только так можно приобщить людей к настоящим ценностям, на создание которых ушло много веков, жизней и душ. Только тогда станет понятна ценность Слова поэтического, определится место поэзии в духовной жизни наций. Иначе же... Поэзия не поддается объяснению, ее не перескажешь. Она, конечно, может интуитивно внедряться в сознание, вызывать восхищение читателя, тонко чувствующего мастерство поэта, его умение действовать на окружающий мир Словом.

Башкирская поэзия метафизична. Основой ее являются понятия «жизнь», «смерть», «любовь», «красота». Понятия эти не втиснуть в рамки толкования словаря. Усилиями тысячелетий не сдирается с них покров тайны и бесконечности. Их можно ощущением уловить, постичь прикосновеньем, но не понять. Их удается иногда поэтически выразить, но не сформулировать. Таковы понятия «народ» и «духовность». Таинственны, непостижимы, вечны. А поэзия – тень этих смыслов. Башкирская же поэзия – сгусток языческой символики. Мне представляется, что к восприятию и художественному выражению мира через символы приходят те, кто владеет пониманием многозначности, таинственности и непостижимости мироздания. Вот почему поэты, вызывая к себе интерес, во все времена являлись и являются предметом обожания, а порой и ненависти. Наивен тот, кто считает, что за талант не полагается тяжелой расплаты: в душу поэта вселена ничем не объяснимая печаль, которая не покидает творца до конца его дней.

Мне, немолодому поэту, хорошо видна вся палитра сегодняшней башкирской поэзии. Имею представление о ее перспективе. К сожалению, картина не совсем утешительная. Яркие дарования среди молодых можно пересчитать по пальцам одной руки. 

Есть и другие. В их творчестве – ощущение некоторой возни вокруг каких-то форм, которые новизной-то не назовешь, они уже апробированы литературой. Есть попытка навязать эти самые формы читателям как нечто оригинальное. Но – увы, правила единства формы и содержания, критерии образной художественности поэзии никем не отменены. Одна лишь форма подачи материала быть показателем высокой поэзии неспособна.

А я все об уровне поэтического мышления. Не о теме, а о технике, что ли... Скорее, о том, чем нельзя спекулировать, одурманивать обывательскую голову. Читатель – поэт, любовь меж ними – самообман.

В настоящей поэзии легких стихов не бывает – разве что какие-нибудь газетные или даже книжные однодневки. Любое самое хрестоматийное стихотворение Пушкина или Некрасова, если пристально всмотреться в каждое слово, окажется совсем непростым. Но есть такие стихи, которые с первого взгляда ощущаются как трудные, – их не перескажешь своими словами, а если их понимать буквально, то на первый взгляд получается банальщина. Читатели относятся к этому по-разному. Одни просто бросают книгу, другие и не ищут смысла, а наслаждаются одним звучанием – музыкой. Третьи пытаются понять стихотворение иносказательно – каждый на свой лад. Последние на верном пути: только нужно хорошо видеть, где кончается прямое значение, общее для всех, и начинается иносказание, вольное для каждого читателя.

Истинная высота достигается людьми, рожденными поэтами. Расслышать таких людей, выслушать и довести сказанное до слуха самых широких масс – способность к этому есть мерило духовности каждого из нас.

Автор:Тамара ГАНИЕВА
Читайте нас: