Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
31 Июля 2021, 17:00

Слово о Мажите

«Сквозь мастера смотри на мастерство», – учил нас Шекспир, имея в виду приоритет личности мастера над мастерством.

Известны поэты, какие так и не состоялись как целостные личности, чего не сказать о Мажите Гафури – Габдельмажите Нурганиевиче Гафурове, выдающемся поэте и большом человеке. Да и сам он воспринимал себя прежде всего человеком – честным, смелым и прямым, ставя свое имя перед именем поэта:

 

Тому, кто честен, смел и прям,

Просторно жить на свете!

...Эпиграфом к моим стихам

Поставьте строки эти!..

 

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Вот я рассматриваю его фото: седоватые, забранные назад волосы; высокий напряженный, почти прямоугольный лоб; широкие натученые брови; светящиеся зрачки глаз, словно устремленных в некие непостижимые для нас высоты; укоризненно сжатые под темными треугольными усами губы и почти вызывающе оттопыренные уши... Какая энергетика! Какая гравитация! – Это же портрет нации, взмывающей к своим новым высотам. К своему новому возрождению.

По гороскопу Мажит Гафури – «лев». «Поэт и воин-лев», – как характеризуют похожих людей на мудром Востоке. Крылатый лев, рожденный под знаком Солнца. С властным характером и нелегкой судьбой. А главное – человек добрый и естественный. Что и привлекает к нему сердца людей. Он темпераментен и импульсивен. Любит блеск, но скромен и неприхотлив. У него мощная внутренняя сила. Он честолюбив, до тщеславия. Он наивен, но при этом лишен инфантильности. У него сильно развито чувство прекрасного. Это всегда прирожденный боевой или идейный вождь.

Мажит Гафури умер в год Собаки. Как «лев» он ненавидел всякое предательство, а как «собака», несомненно, был наделен обостренным чувством справедливости.

Не уверен, что характер человека зависит от расположения звезд или планет. Но по чертам лица, по времени рождения о любом человеке, о его характере и судьбе можно многое спрогнозировать. И этим теперь широко пользуются психологи и психоаналитики.

И вот, знакомясь с жизнью и творчеством Мажита Гафури, я открываю для себя все эти малые штрихи его внутреннего мира. И нахожу подтверждение этому у тех, кто знал его раньше и лучше меня. Например, поэт, писатель и публицист Газим Шафиков пишет о наивности наименований стихов, рассказов и очерков Мажита Гафури. И это правда. Наивность эта шла прежде всего от его духовного состояния, какое можно назвать народничеством. И никто из тех, кто его знает, не сомневается в силе его народного вождизма, в его непримиримости к социальной несправедливости.

Вместе с тем это был высокообразованный и высокоинтеллектуальный человек своего сложного времени. А высокий интеллект в сочетании с мудрой восточной неприхотливостью, как утверждают философы, – коренные черты всякой интеллектуальной элиты любого народа. И в этом смысле Мажита Гафури можно поставить в один ряд с Ганди, Манделой, Хошимином, Че Геварой. А как поэта и писателя – с Омаром Хайямом, Максимом Горьким, Демьяном Бедным, Михаилом Голодным...

 

МАЖИТ ГАФУРИ – НОВОЕ ВРЕМЯ

В конце прошлого – начале нового года республиканский фонд «Мажит Гафури – XXI век» провел свои традиционные заседания, на которых обсуждался план мероприятий празднования 130-летия (1880–1934), выдающего классика башкирской и татарской литературы, первого народного поэта Башкирии.

В моей памяти Мажит Гафури хранился как рядовой хрестоматийный поэт школьной программы совсем еще недавнего советского времени. Но теперь я знаю, что он всегда был мне близок по своему духу борца за свободу и социальную справедливость, как истый народник и вольнодумец. При всем этом он обладал еще и даром творить воистину высокие – гражданские, патриотические («Я патриот») – стихи с мастерством, какого начисто лишены нынешние стихотворцы. Тем паче что теперь творят отнюдь не патриотические или гражданские стихи. Кстати, именно об этих чертах его творчества писал известный поэт и ученый Павло Тычина в своем исследовании «Патриотизм в творчестве М. Гафури».

Вместе с тем Гафури был редким по своей почти взрывной эмоциональности, неистовым лириком («Я пьян»), словно Омар Хайям – «пьяным от жизни» поэтом. Достаточно привести две строки из его стихотворения под названием «Воспоминания юности» в явно хайямовской интонации:

 

...Неистовство мое увидев, люди скажут:

Над розою умрет влюбленный соловей.

 

Теперь эту неистовую лирику переводят на турецкий, арабский, английский языки. Причем местные переводчики, присутствовавшие на заседании фонда и познакомившие нас со своими переводами. Было бы неплохо к грядущему юбилею увидеть томик стихов Гафури именно в их переводах. Но для этого необходим спонсор.

 

ЧЕРНОЛИКИЕ

Имя Мажита Гафури ассоциируется у нас с емким и ярким словом «черноликие», введенным им в наш лексикон. Я полистал словари и нашел идентичные ему слова – «черномазый» «чернорожий» «черномордый»... Но не нашел «чернолицый» или «черноликий», хотя слово, несомненно, бытует в нашей речи. А ведь «черноликие» – это не столько внешняя характеристика неких чернолицых людей, сколько их истинная потаенная сущность.

Теперь слово это кажется пророческим. Словно поэт уже тогда, предупреждал людей: будьте бдительны, они идут... Все эти и впрямь черноликие люди-нелюди, служители новых разрушительных культов, проповедники кромешной тьмы и слепого религиозного фанатизма. Равно как тупоумия, смирения, раболепия и мелкодушия...

Повесть «Черноликие», а потом и одноименные ей драма и балет в советское время были напрямую отнесены к антирелигиозным. Известно также, что за атеизм поэт был проклят реакционным духовенством. Вместе с тем Мажит Гафури не был воинствующим атеистом. Он был последователем традиции критического реализма, что говорит лишь о силе его духа и качестве интеллекта. Так что, скорее всего, он выступал не против религии, а против всякой темноты и невежества. Против религиозного фанатизма и мракобесия.

 

ГАФУРИ И ЯРОСЛАВСКИЙ

Интересны жизненные параллели Мажита Гафури и Емельяна Ярославского – представителя одного из самых религиозных народов и вместе с тем первого организатора атеистического движения в Советской России. Они – ровесники с одинаковыми характерами и судьбами: один круглый сирота, другой неприкаянный сын ссыльного революционера. Оба – прирожденные народники-просветители и общественные деятели. Оба сразу же и навсегда встали на сторону идеалов великих народных революций – 1905 и 1917 годов. Причем Ярославский бывал в Уфе именно в те годы, когда там жил и работал Гафури. Но встречались они или нет, неизвестно...

Теперь модно поносить атеистов, но даже сам идеолог советского атеизма Ярославский никогда не был здесь непримиримым. Тем более воинствующим. К примеру, он написал как-то белебеевским пионерам, «работникам атеистического фронта»: «Позвольте все же мне, старому безбожнику, дать вам, моим юным друзьям, совет: не очень то налегайте на эту работу... Это работа важна, но у юных пионеров много не менее важных задач».

 

«КЛАССИК ДВУХ ЛИТЕРАТУР»

Народный поэт Башкортостана А. Филиппов отмечал: «Нельзя говорить, что французы убили Пушкина. Или русские – Бабича. Потому что из этого вытекает только одно – бей французов, глуши русских! Откуда и растут ноги воинствующего национализма и терроризма». А в стихах утверждал:

 

Мир разделен на бедных и богатых,

А вовсе не на русских и башкир...

 

Мажит Гафури наверняка подписался бы под этими верными строками. И не зря поэт Газим Шафиков называл Мажита Гафури «классиком двух литератур» – башкирской и татарской.

Именно такими классиками литератур были поэт и просветитель Акмулла и ревностные последователи его поэтической школы – М. Гафури, Ш. Бабич, С. Кудаш, Д. Юлтый...

За признание выдающегося башкирского поэта и просветителя Акмуллы своим соотечественником еще и по сей день борются благодарные ему казахи. А ведь он был связан в своей просветительской деятельности не только с казахами, но и с туркменами, каракалпаками, татарами... И именно в Алма-Ате и Казани печатались его первые произведения. По сути, он был предтечей и татарского поэта Габдуллы Тукая.

Автор:Георгий КАЦЕРИК
Читайте нас: