Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
17 Ноября 2020, 15:53

«Гость» Иосифа Бродского

Когда я учился на пятом курсе, со мной случилось чудесное происшествие. Я взял в библиотеке Академии том первый полного собрания сочинений Иосифа Александровича Бродского, издание 1995 года. Коротко говоря, я был поражен волшебством его стихов.

Живя в среде, где преобладали приземленные, бытовые интересы, я с удивлением обнаружил совершенно иное – высокое восприятие действительности. Полет воображения, легкость, ирония, остроумие, богатый лексикон и красивый язык – вызвали бурный восторг у такого малоопытного в поэтическом смысле обывателя как я. В самих словах – интермеццо, эклога, элегия, дивертисмент, городской романс – мне слышались дивная просодия и невероятная гармония русской речи.
Благодаря вдохновенным стихам, вокруг меня рухнули серые стены удручающей обыденности, ограничивающие мой житейский кругозор. Я оказался в великолепном мире с многообразной палитрой цветов, запахов, фонетических благозвучий, эмоций, идей, переживаний. Красота, захватывающая дух, поражающая восприимчивое воображение наивного юноши, овладела всем моим существом. Я увидел новые грани мира.
Одно из самых сильных впечатлений произвело на меня стихотворение 1961 года «Гость».
Плавно идущий на взлет пятистопный ямб, изящная кольцевая рифмовка, в третьей части переходит в перекрестную. Удивительно гармонично, без диссонирующего излома она вписывается в общую композицию.
Стихотворение начинается с восторженной прогулки по улицам с осенними дворцами. Всюду своим ходом проистекают будничные события. Толпа в парикмахерских, белые сигареты, белые воротники, звякающие стаканы на балконах, тихо шелестящие занавеси. Разнообразные звуки шумной улицы наполняют лирического героя приятным ощущением полнокровности бытия, тихой радостью, которой хочется поделиться со всеми. И герою кажется, что нет ничего значимей этих простых чувств, переживаемых им в данную минуту.
Но близится вечер и к герою возвращаются мысли о насущном, вспоминаются личные неурядицы, жизненная неустроенность, заботы.
В то же время герой чувствует приближение таинственного Гостя. Он ждет его, как старого доброго друга, с восторженным предощущением радостной встречи.
Во второй части мы видим комнату героя. В ней собираются его друзья, он счастлив видеть их у себя в гостях, он восторженно взволнован. Невпопад он доверительно рассказывает им о своей семье и показывает свой дом:
И вот мой стол – вот комната искусства.
Но рассказчик, от первого лица которого ведется повествование, ожидает еще одного самого главного Гостя и, когда время его прихода приближается, поспешно извиняясь, герой спроваживает своих друзей.
Но кто же этот таинственный гость, которого так ждет герой? О нем подробнее говорится в третьей части стихотворения. Долгожданный посетитель – это он сам, его alter ego. Он ждет воспоминания, порождающего в свою очередь предчувствие грядущих событий. На их основе герой предполагает приближение великих и вдохновляющих перемен. Он смотрит в будущее с надеждой, что скоро все переменится в лучшую сторону и произойдет главное.
«Прощай, мой гость» – герой прощается с тем, кем он был вчера. «К тебе приходит Гость» – приветствует того, кем он станет завтра.
Взгляд на себя со стороны – прием, довольно часто встречающийся в произведениях Бродского. С этой перспективы можно увидеть гораздо больше. Тогда я с удивлением впервые натолкнулся на эту простую и довольно полезную мысль – отстраненно взглянуть на себя, как на другого, постороннего человека. На то, кем ты был в прошлом и кем ты можешь стать в будущем, ведя ту жизнь, какую ведешь сейчас. Подобные мысли помогают понять себя, объективно оценить свои действия и порой даже принять верное решение. Почаще смотрите на себя со стороны – много нового и интересного сможете увидеть!
Игорь ГУБЕЕВ
Читайте нас в