Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
2 Мая 2020, 14:00

Подвиг художника

Для меня биография является одной из форм истории.А. Моруа. Известный американский культуролог Э. Кребер отметил, что в середине XIX столетия во Франции наблюдался пассионарный (по Л. Гумилеву) всплеск творческой активности литераторов (Бальзак, Гюго, Дюма), и затем последовал спад. Но на самом деле, великие литературные традиции были подхвачены в «романах-потоках» «Жан-Кристоф» и «Очарованная душа» Ромена Роллана, «Семья Тибо» Роже Мартена дю Гара и в цикле из семи романов «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста.

Надо отметить, что в лучших своих типологических и биографических произведениях Андре Моруа выступает как продолжатель классической французской прозы – захватывающе лаконичной, исполненной изящества и типологической тонкости.
Когда Андре Моруа, находящегося в зените славы, спросили, не жалеет ли он о чем-нибудь в своей жизни, он ответил с грустной улыбкой: «Да, возможно, я хотел бы стать премьер-министром, но еще больше – автором «Человеческой комедии». Андре Моруа преклонялся перед Бальзаком, постоянно перечитывал его произведения и посвятил ему свой биографический роман «Прометей, или Жизнь Бальзака».
Начинал он с психологических романов «Превратности любви», «Семейный круг», «Сентябрьские розы», «Инстинкт счастья». А романизированные жизнеописания «Ариель, или Жизнь Шелли» и «Жизнь Дизраэли» стали опытом в области биографических романов.
Хорошо зная английскую литературу (он в совершенстве владел английским языком и был профессиональным военным переводчиком), Андре Моруа называет своим прямым предшественником в области биографической романистики Литтона Стречи. Андре Моруа отмечает, что он был «большим художником и, пожалуй, лучшим английским прозаиком нашего века». Вот его наиболее известные книги: «Знаменитые викторианцы» (1918) и «Королева Виктория» (1921). Примечательно, что Стречи увидел в своих романах за мнимым величием викторианской эпохи самых обычных людей со всеми их человеческими слабостями.
Такой подход к изображению характеров и обстоятельств жизни героев очень импонировал творческой манере Андре Моруа. В зрелом творчестве он строил свое повествование только на выверенных документальных фактах. Известный французский писатель Жак де Лакритель отмечает: «Моруа превратил биографию в произведение искусства… Уважительное отношение к истории и неприязнь к фразе, культ героев и любовь к человеку – все это поставлено на службу одному: читатель проникается чувством, что он сам принимает участие в жизни действующего лица».
Его любимыми героями стали французские романтики в беллетризованных биографиях «Шатобриан», «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», «Лилия, или Жизнь Жорж Санд», «Прометей, или Жизнь Бальзака», «Три Дюма».
Надо отметить, что к термину «беллетризованная биография» Андре Моруа относился отрицательно. Ему претила выдумка, беллетризация. А ближе была та документальность, которая на современном английском языке называется «non-fiction». В этом смысле его творческие принципы отличались от манеры Александра Дюма, который иногда в угоду занимательности переставлял исторические события и факты из жизни исторического персонажа.
Надо отметить, что жанр исторической документальной романтики в XX столетии получил продолжение в России: в творчестве Ольги Форш, Алексея Толстого, Юрия Тынянова. Уже в конце прошлого столетия вышла многотомная эпопея Дмитрия Балашова «Государи Московские».
К русской классической литературе XIX столетия Андре Моруа относился восторженно. Им создано даже биографическое описание жизни Ивана Тургенева. Этот интерес к русской литературе пробудился в возрасте 11 лет, когда учитель словесности подарил ему книгу «Славянская душа» с рассказами Пушкина, Гоголя, Толстого.
Свой жизненный путь Андре Моруа начал в местечке Эльбеф в Нормандии 26 июля 1885 года. Учился он в лицее Корнеля, который в недалеком прошлом посещали Флобер и Мопассан. Уже в юности его любимым девизом стало изречение Платона «Всеми силами души надо стремиться к истине».
Это стремление к истине сформировали также великие классические произведения XIX столетия. А жизненный опыт он накапливал на службе в армии и на текстильной фабрике.
И только в 1917 году Андре Моруа отдал в печать свой первый роман «Молчаливый полковник Брембль».
Его первой женой была Жанина Шымкевич. Молодого Моруа поразило ее лицо: «задумчивость подростка сочеталась с прелестью женщины». Сложности семейной жизни, развод описаны документально в романе «Превратности любви». Последнюю свою книгу «Мемуары» писатель закончил в 1967 году. Всего за 50 лет творческой деятельности им написаны около 200 произведений, тысячи статей. Кроме жизнеописаний великих людей и психологических романов, написаны новеллы, эссе, очерки, книги по истории Франции, Англии, воспоминания, стихи, пьесы. Сборники афоризмов, литературные портреты французских литераторов представлены в широчайшем диапазоне от Монтеня до Арагона.
Эрудиция Моруа потрясает, как потрясают и глубокое понимание писательской психологии, знание мельчайших подробностей жизни писателей и исторических реалий.
А в «Письмах незнакомке» потрясает также понимание женской психологии. Вот заголовки отдельных глав: «Об одной встрече», «О пределах нежности», «О неизменности человеческих чувств», «О необходимой мере кокетства».
Книги Андре Моруа часто издавались. Итоговое издание его произведений в десяти томах вышло в 2001 году, и выпустило его московское издательство «Терра».
Об Андре Моруа много написано. До 1970 г. во Франции и других странах вышло множество монографий. В Советском Союзе о писателе вышла только книга Ф. Наркирьера. Это тот случай, когда автор книги хорошо знал Моруа, переписывался с ним. В своей книге Наркирьер отмечает безупречность внешнего вида писателя: «элегантный, изысканно вежливый хозяин».
И еще следует отметить чисто французскую черту его прозы, публицистики, эссеистики – афористичность. Вот его мысли о книге: «Жениться стоит на той и книгу купить такую, с которой тебе всю жизнь хотелось бы прожить. Как только мы убедимся в духовной и художественной ценности книги, следует ее приобрести. Надо дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь».
Владимир ОМАРОВСКИЙ