Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
29 Марта 2020, 12:21

Сказка о рыбаке и рыбке в психологическом и культурно-историческом контексте

Я думаю, что сказка о золотой рыбке является хорошей образной иллюстрацией к учебнику психологии. Там наглядно показана геометрическая прогрессия человеческих желаний. Сначала старухе казалось, что она будет вполне счастлива, получив новое корыто, но психологическое ощущение счастья длилось несколько секунд.

От хорошей избы ощущение счастья также оказалось исчезающе коротким по времени, затем новая реальность стала восприниматься как обыденность. От высокого социального положения старуха испытывала психологическое наслаждение уже неделю. Ситуацию, показанную в детской сказке, можно сравнить с наркоманией, когда для очередного получения кайфа требуется все большая и большая доза наркотического вещества.
Сказка о золотой рыбке породила множество пародий и анекдотов, однако само произведение Пушкина не является его оригинальным сочинением. Пушкин воспользовался сюжетом немецкой сказки, где в роли исполнителя всех желаний выступает рыба камбала. Сюжет был адаптирован для русского читателя, а малопоэтический образ камбалы Пушкин заменил золотой рыбкой.
В какой стране и в какую эпоху происходит действие в пушкинской сказке? При желании можно сказать, что в любой сказке действие происходит в некой сказочной реальности, не имеющей привязки к какой-то исторической эпохе. Но многие сказки все-таки отсылают к конкретной социальной реальности, имевшей место в определенной стране в определенное время. К ним относится и «Сказка о рыбаке и рыбке». Подспудно мы предполагаем, что действие происходит в России (на Руси), а старик со старухой – это русские православные люди, являющиеся по отношению друг к другу законными супругами, то есть повенчанными в церкви. Внимательный читатель может предположить даже примерный возраст старухи. Прожили супруги вместе тридцать лет и три года, то есть треть века. В старину большинство девушек выходили замуж в 16-20 лет, значит нашей бабушке-старушке, скорее всего, нет даже 55 лет – по современным меркам не такая уж она и старуха.
А что означают слова, ставшие крылатыми: «Не хочу быть черной крестьянкой – хочу быть столбовою дворянкой»? Большинство современных россиян, как детей, так и взрослых, наверное, думают просто: черная крестьянка – это значит представительница черни, самых низших слоев общества, ну или вынуждена все время копаться в черной земле. Возможно, так оно и есть, но при желании можно разглядеть и более конкретный смысл. В XVI-XVIII вв. в России была такая категория подданных – черносошные крестьяне. По сравнению с крепостными они обладали некоторыми правами и свободой, хоть и весьма относительной. В XVIII в. черносошные крестьяне стали именоваться государственными крестьянами. Что касается столбовых дворян, то при Алексее Михайловиче были составлены так называемые столбцы – списки дворянских семей Московского царства. К тому времени у всех или почти всех русских дворян уже были юридически закрепленные фамилии. В последующие эпохи многие простолюдины возводились в дворянское сословие за различные заслуги, а столбовыми назывались те дворяне, предки которых числились в этом сословии еще в допетровские времена, то есть на момент составления столбцов.
Когда старуха стала вольной царицей, то в ее окружении фигурировали не только дворяне, но и бояре. Боярство в России было упразднено в начале XVIII столетия. Получается, что сказка Пушкина отражает социальные реалии российского государства последней трети XVII – первого десятилетия XVIII вв. Статус вольной царицы, в котором оказалась героиня сказки, больше всего перекликается с царевной Софьей Алексеевной, которая правила Россией при юном Петре.
В сказке содержится не только конкретный волшебный компонент, но и социальная абсурдистика. В современной России ситуация, при которой внезапно разбогатевшая женщина отправляет своего слабохарактерного мужа служить на конюшню, в принципе, теоретически возможна. В сословном же обществе дворянка никак не могла поступить подобным образом, так как сословный статус замужней женщины определялся сословием супруга.
Сказка о рыбаке и рыбке была опубликована в 1835 г. Таким образом, можно говорить, что момент написания сказки и историческую эпоху, отраженную в ней, разделяют примерно полтора столетия.
В немецкой сказке старуха хочет стать папой римским. В черновом варианте пушкинской сказки также есть эта составляющая.
Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала –
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Пошел он к синему морю,
Видит: бурно черное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.
* * *
Воротился старик к старухе,
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним вавилонская башня.
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха.
На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
«Здравствуй, ты, старая баба,
Чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врешь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна,
Не хочу я быть римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою…
Интересно, почему же это не вошло в окончательную редакцию пушкинской сказки. Может быть потому, что это было бы уже слишком: мало того, что женщина становится первосвященником, главой римско-католической церкви, она еще тем самым отрекается от православия.
Александр БАРАНОВСКИЙ