Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
24 Января 2019, 12:35

Ансар Галин. Художник и Поэт

Салават ВАХИТОВ, член Гильдии кинорежиссеров России, Союза кинематографистов РФ, Творческого союза художников России Часть ПЕРВАЯ «Врата Свободы» Ансар Галин, художник и поэт, личность, чья сила, дар и возможности сподобили его сказать свое слово через образ квадрата, и это после «Черного квадрата» Малевича. На это способен или безумец, или неистовый гений. Ансар – человек невероятной судьбы, знаю его более 30 лет, и из них 26 лет он ухаживает за своим парализованным отцом, купает, кормит его. Он словно в оковах любви, сам того не сознавая, дышит ею, – хотя осознает, знает! Сейчас ему 50, и он философ, направление его исследований – это познание жизни через суфизм, видимо, именно поэтому немногословная и в то же время яростная его живопись пробуждает в нас жажду к жизни.

Затворник или узник, художник или поэт, живопись или 3D-графика, гений Ансара мечется, словно пожар в этих широтах, создавая шедевры и в поэзии, и в живописи, и в компьютерной графике. Я сам живописец, окончил музыкальную школу, родители вложили в меня все, что смогли, и, слава Богу, я умею различить настоящее от подделки, моя профессия – кинорежиссер, это именно тот человек, кто видит в других их дары и таланты. Я счастлив, что Ансар Галин – мой друг, и знаю, что и через сотни лет станут говорить о нас. Добрым или не совсем добрым словом, но будут.
Сейчас Ансар прибыл в Москву, где прошли две его выставки, готовится к выставкам в Риме, Париже, Марселе и Лос-Анджелесе. Ансар все так же ухаживает за отцом, мама Ансара тяжело больна, как он, шутя, говорит: «Это ж дети мои!» Печально, что Ансар уверен в том, что с их уходом не станет и его самого. Мало кто сможет осознать боль и глубину горя и счастья человека, который не смог создать собственную семью, потому что посвятил свою жизнь родителям. Он неистовый и истинный башкир, знающий историю своего народа и соблюдающий аманаты отцов, чтит старших и верит, что в этом его призвание.
Ансар прошел, как и каждый настоящий художник, всю школу живописи от художки и до аспирантуры, благодаря своему трудолюбию постиг все секреты не только цветописи, но и умение сгармонировать в этом буйстве тон (а за цветом многие живописцы теряют тон, чем нарушается камертон живописи, и суть ее теряется и рассыпается). Живопись Ансара пастозна, грациозна и точно выверена, как живопись Веласкеса, но в то же время безумно взрывная, как полотна Ван Гога. Влюбленный в Италию, он черпает вдохновение в работах старых мастеров, но корнями дикий кочевник, он обуздал цвет именно через осознанное деление на его синкретические и семантические особенности в философии древних суфиев.
Он пришел в Живопись именно через прикладное искусство, несмотря на багаж мощной академической школы, в свое время Ансар увлекся народным творчеством и создал удивительные произведения из войлока. Они поразили зрителя, это было в конце 90-х. Потом долгие 15 лет работы в 3D-графике, где проявил себя настолько глубоким и трудолюбивым, что, будучи художником, не побрезговал чистой математикой, но углубился в нее и научился создавать компьютерных 3D-персонажей. Он не любит говорить об этом, но я уверен, что эта область его творчества еще раскроется перед нами, ведь Ансар смог соединить в себе Математику и Живопись. Я уверен, что его жизнь в Живописи, как и моя в Кинематографе, только начинается, и рад, что мы друзья.
Теперь скажу более конкретно по картинам, как я это прочувствовал, и буду крайне прост. Для меня лично Ансар Галин – художник – Творец, созидающий новую реальность. Человек, в чьи руки дано право созидать новый мир. Мир этот не повтор среды, окружающей нас, – объективной, созданной Главным Режиссером нашей жизни – Богом, а субъективная реальность Автора, и здесь важнейшим становится не только опыт и переживание художника, но и острота его мышления, способная включить в себя весь этот мир от атомов до бесконечности самой Вселенной. Материализуясь в форму и застывая в виде произведений искусства, эти шедевры будоражат душу зрителя, заставляя его задуматься и не пройти мимо. Видимо, именно здесь кроется тайна переплавки собственного и личностного переживания уже в объективную реальность художественного произведения.
«Трансгрессия» Ансара Галина вобрала в себя, аккумулировала энергию и жажду самой жизни, кодируя Замысел Божий о принципе: любить – значит дарить (отдавая всего себя, и без остатка). Ансар так и живет, превратив свою Живопись в метафизическое путешествие в мир прекрасного, в мир абсолютного Совершенства. Несмотря на тяжелейшую судьбу, Автор дарит Зрителю свет, радость и тепло своей жизни, эмоций. Через титанический труд и невероятные страдания он приходит к свету и любви – любви вселенского масштаба.
«Сны» – для меня это Образ самого кинематографа, фиксирующего время, песочные часы жизни, как энергия взгляда Бога на нашу жизнь, через глазок кинокамеры, мы копошимся и трудимся, живем или просто выживаем, а Он наблюдает за нами и делает выводы о нас. Кто мы, провидцы или безумцы, «человеки» или животные, зачем мы здесь и где следующая остановка…
«Врата свободы» – бабочка или распятие, – осмысленная надежда и понимание освобождения через личностный духовный рост. Пробуждение для высшей цели и высшей жизни…

Часть ВТОРАЯ.
«Белая полоса»

«Мистика жизни» – в самих названиях картин Ансара кроется некоторый ключ к разгадке, приглашение поразмыслить, окунуться в красоту философской мысли, осознанности своего существования на земле. Зеленый и желтый, два квадрата, как созревание души человеческой для пробуждения в мире вечности, картины Ансара наполнены переживанием красоты мысли человеческой.
«Солнечный день» – выдержанные по пастозности, но доведенные до совершенства по тону и цвету четыре квадрата – синий, желтый, красный и белый. Божественный Белый, водворенный в верхний правый угол композиции картины, – «Божественный» угол композиции как таковой.
Мне кажется, что метафизику и смыслы картин Ансара будут считывать еще многие поколения. Я осмелился делать это сейчас, при жизни художника, будучи единомышленником, потому что горжусь, и для меня высокая честь общаться с Ансаром: именно через свои картины он больше мне говорит о том, о чем порою словами сказать просто невозможно. Простейшими квадратами и цветом, пастозной, войлоку подобной фактурой он создает именно свой, неповторимый образ Весны, и меня убеждает – да, это весна!
«Белая полоса» – для меня это жажда вернуться домой к Отцу – через, казалось бы, простейшую живописную фразу – Белый между Оранжевым и Желтым – Ансар затягивает нас в тот невероятно прекрасный мир Богов – наш родной Дом.
В Ведах говорится, что Время – энергия взгляда Бога. Я много лет назад услышал это и долгие годы размышлял над фразой. Для себя лично я нашел ответ и наиболее ярко и понятно смогу изложить на примере жизни и судьбы моего друга, художника Ансара Галина.
Думаю, время, как исключительная величина, существует в трех ипостасях, мистически слитых воедино, первая – Вечность, вторая – Математическая единица по Ньютону, и третья – у каждого человека свое время, так говорил Шекспир. Что ж, все три понятия имеют право на существование, так как сама жизнь – результат нашего мышления: мыслю, значит, живу. И все-таки вернемся к нашей теме, к Живописи как таковой и конкретно к живописи Ансара Галина. Выше я уже сказал, что, как и любой настоящий художник, Ансар создает свой мир, который надо воспринимать по его собственным законам, в контексте его личного опыта, его жизни. Итак, здесь прошу быть внимательными, двадцать шесть лет Ансара – это один день, похожий на другой: отец инвалид, которого надо купать, кормить, с которым невозможно поговорить и попросить у него поддержки, помощи. К слову, как иногда мы в этом нуждаемся?! Вот тут-то и произошло мистическое сжатие понятия личностного пространства времени в мгновение, именуемое Вечностью. Один день, прожитый человеком, умноженный на 9 000 дней саккумулировал в Ансаре энергию невероятной силы, которая нашла себе выход в его полотнах.
Некоторые люди не выдерживают и трех лет ухода за инвалидом в такой тяжелой форме заболевания, сдают их в дома престарелых. Когда я работал санитаром в нейрохирурги, в отдельной палате лежала мама секретаря обкома, она была в своем уме, прекрасная женщина, но просто не могла передвигаться, и ее сын, коммунист, постеснялся сдавать ее в дом престарелых, а просто договорился с врачами и упек ее в больницу, как больную. Все-все это знали, но времена советские, и невозможно было ничего изменить в этой ситуации, по закону все хорошо, она больна и лежит в больнице, а то, что она там навсегда, умалчивалось.
Именно поэтому сейчас, сегодня я не устану повторять – настоящий Художник в первую очередь должен быть Человеком с большой буквы, ибо он несет ответственность за все, что он творит на холсте. Эта энергия, запечатанная в холст, действует и приводит в действие фибры души Зрителя, как-то влияя на духовную составляющую человека.
Конечно же, самым ценным становится внешняя тяжеловесность и глубокая ирония Ансара к жизни, через которую перед нами раскрывается его нежная душа, влюбленного в жизнь мальчика, – чистого, искреннего и открытого всему миру. Но не каждому человеку дано видеть это. Можно прочувствовать только через результат его душевной работы, – через его полотна. Обобщая вышесказанное, по сути, любовь Ансара к отцу и его каждодневный простой подвиг сына вычистили его карму, метафизически возведя служение отцу реальному, биологическому в служение всеобщему Отцу, Единому и Неповторимому Богу. Так Он наградил своего сына благоволением творить новые миры посредствам Живописи. Такой же путь прошли все великие живописцы от Леонардо до наших неистовых современников.
Вернемся теперь к конкретике, к живописи Ансара. К такому, казалось бы, простому жанру – натюрморту. И здесь не обошлось без личной истории, ибо истинная живопись – это переживание, и в нем мы находим отзвуки своей боли, неосознанно или осознанно, неважно, но именно через сопереживание перед нами раскрываются тайные смыслы настоящего произведения искусства.
Натюрморты Ансара поражают меня тем, что все они о семье, о любви, о целостной семье, где есть отец и мать, малыш. Возможно, что художник, пока не сумевший обрести свою жену и детей, так переживает, нежно и тихо, глубоко образ семьи через простые предметы в своих натюрмортах, от «Гранатового натюрморта» (о любви страстной и трагичной) до светлого и счастливого плавания в счастье жизни – «Натюрморта с гранатом».
«Метафизический натюрморт» – натюрморт-распятие – главное событие в истории человечества – Явление Спасителя, пережитое Автором через призму любви к древнегреческому искусству, к бесконечной и заснеженной России. Сложно описать словами мистический путь Ансара Галина в мире искусства и живописи, но то, что он занял в нем достойное и неповторимое место это факт.

Москва, октябрь 2018 года
Читайте нас: