Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
КОЛУМНИСТЫ
20 Сентября , 18:10

Мерки – росток ввысь и сравнение с абсолютом

Недавно очень ярко столкнулась с двумя видами мерок и оцениваний чужого таланта и исполнительского мастерства в один день.

Днем, смотря концертные номера на эстраде парка, сидела рядом с высококлассным музыкантом из оркестра. И услышала от профи международного уровня множество уничижительных реплик в сторону самодеятельных музыкантов — бардов и рокеров, исполнителей собственных песен. Выступавших я немного знала, и поэтому представляла их путь к сочинению песен и исполнению их публично: у большинства нет музыкального образования, даже и нот многие не знают, им приятель показал аккорды и пошло-поехало — костры-походы, городские квартирники, выступления у свободного микрофона на мероприятиях, а потом осмелели и заявки стали подавать в сборные концерты, такие как в парке.

И вот дама-профи, человек который прошел жесточайший отбор на своем поприще и ещё 15-20 лет обучения до оркестра — муз. школа, муз. училище, консерватория. Конечно, кривится на слабенький вокал, на игру на инструментах, хотя барабанщика на дарбуке она похвалила — ну, там был такой продвинутый «намаскара» 45+, небось и по индийским ашрамам поездил в свое время. То есть профи меряет сразу от абсолюта, каковой создается обучением-огранкой и полировкой не одно десятилетие. Но у профи в голове и на языке была оценка, а не любопытство, как у меня, — вот эта не дотягивает до абсолюта 50%, а вот эта 70%, вообще мрак, зачем своим голосом всех измучила? А я лишь отметила, что из четырех песен одна у этой воспринималась получше, и задумалась почему — а потому что актерство было явлено, в тексте песни был диалог двух людей, и «неважная» певица подключила какие-то внутренние ресурсы, чтобы показать эмоции этих людей по отношению друг к другу. И мне захотелось певице об этом подсказать, но неудобно было советы раздавать на бегу, вокруг много людей, вдруг что не так поймут.

И вечером, в те же сутки, позвонил режиссер театра-студии и рассказал про коллегу, который немного высокомерен и делится своим рецептом и разочарованием: «Раньше я не брал в студию людей, которые не знают, кто такой Гротовский! Потом не брал тех, кто не знает, кто такой Тарковский! А теперь приходят люди, которые не знают сказки, не смотрели „Обыкновенное чудо“ Марка Захарова!»

Мой приятель брал и берет всех. И «Обыкновенное чудо» они у него посмотрят, и «Убить дракона» прочитают, и всех Тарковских изучат, — к слову, у него есть дивный личный моноспектакль на стихи Арсения Тарковского, — и потом через пару лет и до Гротовского доберутся. Потому что среда формирует круг интересов, если вокруг все об этом так или иначе упоминают, и новобранец-актер захочет что-то сказать, и не просто ляпнуть невпопад после нескольких первых раз, а быть в теме, и человек пойдет и найдет и фильмы, и книги. Ибо есть ему потребность поговорить, пообщаться, а в этом кругу общаются о таком. И лохом выглядеть неохота. Да, и интересно это оказывается.

Вот мой приятель недоуменно поделился фразой коллеги. А я и говорю — «Да, ты же от ростка измеряешь. Вот, у меня дочь авокадо прорастила — положила косточку в землю цветочного горшка, и периодически водой её опрыскивали, и лежала она там, лежала, и вдруг оттуда зеленая былинка поперла. И как поперла, с какой скоростью! Авокадо растет по сантиметру в сутки первое время. И очень зримо».

Так и у неофитов происходит такой же рост. И не надо их от взрослого дерева измерять — мол, столько-то не дотягивает до «дуба-баобаба».

Вот так у меня сформировалась теория двух шкал оценки — от абсолюта и от ростка.

Кстати, шкала от абсолюта нужна и очень нужна, когда ты строишь океанский корабль — все деревья, которые пойдут на него, должны быть строго определенной большой величины. Когда ты создаешь оркестр классической музыки, снимаешь полнометражный фильм — ты берешь профессионалов определенного класса.

Да и в театре-студии тоже смотрят, кого на основную роль, кто потянет, а кто еще не потянет, но уже и не растеряется на сцене, уже можно встроить в конструкцию спектакля. Надо же людей закалять сценой. Но там есть режиссер. А у рокеров и бардов режиссеров нет, и только реакцией публики на многократных выступлениях происходит формирование правильной кроны.

Тут мне еще подсказали — если не хочешь длинный полулысый прут, а хочешь кудрявое деревце, верхушку авокадо после десятого листка надо прищипывать.

«Эх, надо было всё-таки свои наблюдения самодеятельной менестрельше сказать-прищипнуть, может, это помогло бы ей стать красивым деревцем-артистом», — подумала я.

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: