Было бы, по крайней мере, странно в XXI веке гонять палкой собак, падать ниц перед кошкой или вместо того, чтобы просто вымыть мочалкой свою Буренку, совершать перед ее хлевом молитвы. Говорить об «особачивании» народа, я думаю, преждевременно. Тем более, как утверждают ученые, со свиньей человеческий организм имеет больше общего, а уж такие «собачьи» качества, как любовь, верность, смелость – для некоторых людей вещи вообще малопонятные. Достаточно вспомнить выброшенных в мусоропровод младенцев или оставленных без помощи участников дорожно-транспортных происшествий. Я уж не буду распространяться о чисто «человеческих» качествах – жадности, подлости, лицемерии, безнравственности…
Между тем сказки про собак-людоедов журналисты сочиняют с большим энтузиазмом – животные ведь в суд за клевету иск подавать не будут, а вот сведения из уголовных дел людей-людоедов, прежде чем опубликовать, необходимо согласовать с правоохранительными органами, да и подробности «пиршеств» не эстетичны и чести гомо сапиенсу не делают. Однако заняться дрессировкой своего питомца нужно с первого дня его появления в доме, ведь иначе собака будет опасна не только для посторонних, но и для владельцев. Многих трагедий удалось бы избежать, если бы консультации и занятия в клубе собаководов стали предварять покупку щенка. Правильная дрессура требует знаний этологии (психологии, поведения животных), анатомических особенностей и темперамента выбранной породы. Приобретая собаку, необходимо помнить: четвероногий друг потребует внимания к себе, полноценного корма, своевременного выгула. Живое существо – это и радость, и ответственность.
И все-таки в общении человека и животного в большей степени заинтересован сам человек. Кто-то сознательно, кто-то интуитивно заводит кошку, черепашку, рыбок… Чем дальше люди от настоящего леса, от чистого озера или ручья, тем уязвимее для болезней их нервная система и весь организм в целом. Гомо сапиенс о себе очень высокого мнения, но встречаются и такие представители человечества, которые догадываются о том, что животные по многим показателям лучше или по-своему благороднее двуногих собратьев. Об инстинктах и рефлексах животных написано изрядно, но осталось неизученной душа. Когда я наблюдаю, как сосед-пенсионер выгуливает на поводке хромую дворняжку, меня умиляют их трогательные взаимоотношения. Остановившись на перекрестке, собака оглядывается на хозяина, который серьезно спрашивает: «Куда пойдем?» Песик решительно поворачивает в сторону лесочка, но на развилке тропинок сцена повторяется: «Пошли к речке!» Два понимающих друг друга старика неспешно ковыляют, наслаждаясь утренней прохладой и звуками просыпающейся природы…
Четвероногие лекари
Однажды я разговорилась с корректором газеты «Вечерняя Уфа» Ириной Журавлевой на тему «лечение животными». У каждого человека найдется подобный пример: хозяйская кошка или собака укладываются на больное место члена семьи или даже удостаивают таким вниманием кого-нибудь из гостей. Ирина Гарриевна отметила интересную вещь: когда в ее доме появилась беспородная собачка Аська, боли в руках, артрит, недомогание прошли у нее как-то незаметно, сами собой. Владелица хвостатой знахарки целенаправленных «сеансов» лечения не проводила, но постоянное общение, ласки и поцелуи стали ритуалом.
Особо продвинутые специалисты утверждают, что электричество (или энергия?), которое возникает в шерстяном покрове животных способно благотворно влиять на человека. Вот здесь интересен один факт: я купила для своей мамы пояс из собачьей шерсти от радикулита. Она его носила месяц-другой, а потом заявила, что все это обман и толку от пояса нет. Совершенно неожиданный результат был получен от живой собаки. Знакомая оставила нам на неделю своего оболтуса коккер-спаниеля. Собака ленивая, туповатая, знающая только два слова – свою кличку Кока и любимое: «На!», которое можно произнести на расстояние метров в 100-150 и быть уверенным, что бочкообразное существо, встряхивая кудрявыми ушками, прикатится на зов. Так этот самый упитанный и малоподвижный Кока два дня просидел с моей мамой спина к спине. Старушка смотрела телевизор, сидя на краешке дивана, а песик, привалившись к ее пояснице, меланхолически созерцал гвоздик на стене, оставшийся от прошлогоднего календаря. Когда хозяйка спаниеля пришла забирать своего любимца, мама была печальна, расставаясь с «грелкой», но разговоры о радикулите и способах его лечения надолго перестали ее волновать.
На мои предположения, что шерсть получает «чудодейственную силу» непосредственно от животного, есть возражения. Существует мнение, что грубая, шерстяная нитка, несколько раз обмотанная вокруг запястья, создает своеобразное магнитное поле, способствующее снятию боли в руке.
Как животное одним своим дыханием создает в квартире благоприятную бактерицидную среду, известно из научных статей. Статистика констатирует – в семьях, имеющих кошек, собак или птичек, в три раза реже смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Животные нейтрализуют стрессы.
История, которую я хочу поведать, взята не из книг, это не байка досужих кумушек и не придумка «желтой» прессы. Уезжая из Казани, я оторвала от объявления листочек с номером телефона организации «Зооспас». Уже из переписки с ее вдохновителем и организатором Светланой Найденовой я поняла, что штаб спасения бездомных животных находится в обычной квартире, где нашли приют несколько собак, покалеченных судьбой, а точнее – людьми. Газеты нередко пишут о личностях, чьими героическими усилиями создаются приюты для брошенных животных, но я впервые узнала на деле, что доброта и любовь способны творить чудеса. Сила настоящих чувств – это и лекарство, и врачеватель, это искра Божья, способная оживить, дать силы выстоять и стать духовно богаче.
Веселого доверчивого песика дети скуки ради выбросили с восьмого этажа. Бедное животное с многочисленными переломами и раздробленной челюстью попало в дом к Светлане. Молодая женщина, сама с детства тяжело больная (хрупкие кости могут сломаться даже от неловкого прикосновения), передвигается в инвалидной коляске. Обитающие в ее квартире хвостатые сиротки (целая дюжина!) выскочили знакомиться с несчастным щенком, часы жизни которого, судя по всему, были сочтены. «Пострадавшей собачке мы сразу дали имя Акулина, – рассказывает Светлана. – Нельзя же лечить существо, у которого нет имени. Акулина была в ужасном состоянии. Кроме тяжелых переломов, отбиты внутренние органы. Мы долго не могли понять, как ее кормить – челюсть-то сломана. Только черед две недели интенсивного лечения стало ясно, что Акулина будет жить. Вот только прикус у нее останется неправильным на всю жизнь».
Спасительница еще не знала, что умирающая собачонка отплатит за спасение. Через несколько дней Светлана почувствовала, что может встать с инвалидной коляски. Шаг, другой, третий – пока еще очень неуверенно, но она пошла. Когда по ночам возвращается боль, спасенные ею собаки кладут головы на колени женщине, берут болезнь на себя. Светлана Найденова, женщина с пятнадцатью переломами рук и ног, живет в окружении таких же переломанных, с хирургическими швами, четвероногих «целителей». К мистике Светлана относится философски, говорит, что чудеса рождаются в сердце: помоги другим, все остальное придет само.
Зуб за зуб
«Я не верю в приметы, тем более в вещие сны», – говорит уфимец Камиль Зиганшин, человек с богатой судьбой. История его жизни напоминает биографию Джека Лондона: работал в геологических партиях, ходил матросом на китобойце, в качестве охотника-промысловика побывал на Дальнем Востоке и в Якутии; он является автором нескольких книг о дикой природе, о зверях. Я поинтересовалась, как он – не только охотник, но и натуралист, много времени проживший в тайге, – относится к тайнам природы, к мистике животных? Камиль Фарухшинович ответил, что литературные критики часто обвиняют его в «очеловечивании» наших братьев меньших, но одно дело наблюдать зверя в неволе, и совсем другое – жить с ним в равных условиях, пересекаясь в пути или ненавязчиво подглядывая за его жизнью на свободе, в привычной для животного среде.
И все-таки в произведениях Зиганшина много интересных, таинственных случаев, которые можно назвать мистическими совпадениями. В одной из глав повести «Щедрый Буге» Камиль Фарухшинович описывает охоту на медведя. Собственно, охотой данный эпизод назвать сложно. Дело обстояло так: медведь спал в огромном дупле старой, с раздвоенным стволом липы, а Зиганшин со своим другом Луксой пытались его оттуда выманить. Стук по коре дерева и даже несколько выстрелов эффекта не дали. Тогда охотники вырубили своеобразный «глазок», и через это отверстие начали тыкать в медведя острой палкой. Медведь рявкнул, заворочался и стал карабкаться вверх. Вот как описывает эту сцену Камиль Фарухшинович: «Из лаза показались широкие лапы, оскаленная пасть. Я торопливо выстрелил. Медведь взревел и, к нашему ужасу, медленно скрылся в утробе липы. Глухой увесистый удар подтвердил преждевременность моего выстрела… Вырубив топором дыру, вдвоем кое-как вытащили зверя. Глядя на его длинные, острые клыки, я невольно съежился, представив себя перед такой пастью. Верхний клык был наполовину сломан…».
Закончив свежевать тушу, охотники направились домой. «Добрались засветло и пировали до ночи. Лукса отправлял в рот самые жирные куски. Когда ели наваристый бульон с сухарями, у меня во рту что-то хрустнуло. От неожиданности я охнул. Неужели зуб? Схватил зеркало – точно: передний зуб обломился. «Отомстил миша», – со страхом прошептал Лукса. «Миша тут ни при чем. Зуб был мертвый, – возразил я, хотя невольно и сам сразу вспомнил сломанный клык медведя».
Говорящая собака
Пекинес, или дворцовая собачка из Пекина, имеет самую древнюю родословную. Уже более 2000 лет эта порода чистокровна. Сдержанность азиатов, мужество льва и ум – качества, которые отличают пекинесов. В 1860 году эта порода была завезена в Англию и оттуда на континент. До сих пор его происхождение покрыто тайной.
Интеллект «пикки» сквозит в его темно-карих глазах, которые ничего не упускают. Он понимает хозяина даже без слов. Одной из наиболее необычных способностей этой породы является умение «говорить». Пекинес произносит длительные «речи», модулируя голосом звуки и потрясая окружающих изобилием интонации. Эти речи не имеют ничего общего с лаем, воем или визгом. Скорее, это весьма членораздельное бормотание, в котором временами слышатся знакомые и вполне человеческие сочетания звуков. «Древнекитайским» называют в шутку его язык.
А теперь история, записанная со слов уфимки М. Конюховой: «У нас 4-летний малыш. Прекрасный, здоровый ребенок. Единственное, что вызывало у нас тревогу, – это его категорическое нежелание говорить до двух с половиной лет. Кто только его не обследовал! Он не был глухим, немым, но дальше «бы» и «мы» дело не шло. Возникло даже подозрение в аутизме. Когда малыш родился, пекинесу Паку не пришлось запрещать посещать его комнату: он сам не входил туда. После первых шагов ребенка пес стал наблюдать за ним издалека, а в один прекрасный момент подошел к нему, обмахиваясь хвостом-опахалом, что означало великую симпатию. С тех пор они всегда были вместе. Пекинес сопровождал малыша на каждом шагу, держась на расстоянии 15-20 сантиметров, спал только рядом с его кроватью, терпеливо сносил его цепкие пальцы на своем теле, несся к нам с тревожным бормотанием, если малыш падал или происходило что-нибудь, вызывающее у него тревогу за опекаемого им ребенка. Они часами играли вместе. Сын строил пирамиды из колец и кубиков, Пак подавал ему рассыпавшиеся детали. Мы были спокойны и оставляли их вместе на длительное время. Однажды, когда сыну было два с половиной года, я, проходя мимо комнаты, где играли «дети», услышала звуки, которые до этого от Пака не слышала. Я приоткрыла дверь: они беседовали! Пак был похож на логопеда, который произносил какое-то слово и терпеливо ждал, пока оно будет повторено. А наш малыш весело смеялся и лепетал в ответ. Я рванула дверь. Захлебываясь слезами радости, я схватила сына на руки. Целуя его, я повторяла: «Ты ведь умеешь говорить! Скажи маме что-нибудь!». И мой Коляша внятно сказал: «Пак, мама, папа!» Пака он назвал первым.
С того дня он заговорил. Такое впечатление, что он собирал и копил в себе все слова, которые слышал, потому что, однажды, открыв рот, он вылил на нас объемный словарный запас, с каждым днем все увеличивающийся.
Профессор, который раньше разводил руками, назвал Колю «лентяем», а нас «молодцами» за то, что мы его «разговорили». А мы по справедливости считаем «молодцом» Пака, научившего говорить нашего ребенка. И до конца жизни этого милого песика мы будем воздавать ему почести, как это делалось в Древнем Китае!»