Все новости
КОЛУМНИСТЫ
17 Января , 14:00

Чем бизнес может быть полезен культуре?

Александр ЛЕОНИДОВ

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

Чем бизнес может быть полезен культуре? И к чему надо быть готовым, вставая на стезю благотворительности?

Поддержка культуры и искусства всегда была популярна среди корпоративных благотворителей в нашей Республике Башкортостан. Даже в трудные 90-е годы, когда в целом в России традиции меценатства только закладывались, Республика Башкортостан показывала образец партнёрства деятелей искусства, культуры и предпринимательства. Много способствовала этому и позиция государства, республиканских и муниципальных властей.

От этого выигрывает и общество, и бизнес, которому нужны счастливые и образованные сотрудники. Искусство стимулирует мысль — это аксиома. Там, где культурная жизнь бьет ключом, жители счастливее, образование и социальная сфера лучше.

Вместе с тем многие ошибочно полагают, что поддержка культуры полезна для репутации благотворителя, но социальный эффект от поддержки культуры малозначителен и неочевиден. Современные системы оценки благотворительных программ позволяют измерять эффект от культурных проектов. Набор показателей включает не только количественные индексы (например, число людей или организаций, участвующих в проекте), но и показатели удовлетворенности и вовлеченности жителей, развития инфраструктуры и т. п.

Эффект от «инъекций» высокой региональной культуры в бизнесе немалый. Культурные программы стимулируют развитие местных творческих отраслей, областные учреждения культуры получают новые ресурсы, культурная среда региона меняется к лучшему.

Однако учреждения страны нуждаются не только в дополнительном финансировании. Недостаток профессиональной экспертизы — вот что тормозит развитие лучших театров, музеев и фестивалей региона. И актуальность этой проблемы только возрастает по мере удаления от Уфы.

Менеджмент в культуре остается экзотической областью знаний, ему если и учат, то в отрыве от всех остальных сфер менеджмента, фокус делается на специфике творческого процесса, а не на управленческой практике. Поэтому умения руководителей коммерческих компаний в области брендинга, маркетинга и управления персоналом могут принципиально улучшить работу учреждений культуры. Прогрессивные руководители театров и музеев с радостью принимают такую помощь бизнеса.

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

В корпоративном мире Башкортостана давно известно: любой компании нужна миссия. Если ее нет — непонятно, зачем и для кого предприятие работает. Просмотрев сайты крупнейших музеев Уфы, можно найти понятно сформулированную миссию только у частных музеев. И бизнес может помочь организации культуры определить, какие игроки заинтересованы в ее развитии. Это позволит ей улучшить взаимодействие с внешним миром.

В попечительские или наблюдательные советы многих учреждений культуры входят представители бизнеса и общественности. Проблема в том, что эти советы часто существуют лишь на бумаге, бизнес не готов к полноценному участию в работе советов, а сами учреждения культуры боятся излишнего вмешательства советов или не видят пользы в деятельности таких советов. Между тем театры и музеи нуждаются во взгляде со стороны, в интеллектуальных ресурсах и деловых связях неравнодушных бизнесменов. О том, что дееспособный попечительский совет способен принести большую пользу, свидетельствует множество академических исследований. Бизнес и общественность чувствуют причастность к делам культурного учреждения, помогают учреждению разработать стратегию и мобилизовать ресурсы.

Если компания выделяет деньги на поддержку культуры, ей следует поинтересоваться, есть ли в учреждении культуры попечительский совет, какие задачи он решает и как в него войти. Компания должна быть готова делегировать в совет представителя, который станет помогать подшефному музею или театру идеями и деловыми контактами.

Возникает вопрос: руководителя какого уровня делегировать, и это зависит от учреждения культуры. Иногда лучше включить в совет руководителя на два ранга ниже президента и генерального директора, у которого больше времени, чем у первого лица компании, чтобы активно помогать культуре. А иногда именно первое лицо, несмотря на нехватку времени, будет лучшим делегатом — особенно если оно лично заинтересовано в работе музея, театра или оркестра.

Таким образом, бизнес нашего региона может поддержать нашу многоязычную, полную самых разных традиций, огромную многовековую культуру народов Башкортостана (а их более ста проживает у нас!) не только деньгами, но и управленческой экспертизой, открытым диалогом, полноценным участием в попечительских советах. Деньги и усилия, вложенные в культуру, возвратятся в виде общественных благ, а в благополучном обществе проще развивать бизнес.

Спасибо за внимание!

Автор:Александр ЛЕОНИДОВ
Читайте нас: