Все новости
КОЛУМНИСТЫ
28 Августа 2021, 18:00

Экономика - не наука?

В «Большом словаре иностранных слов» (М., 2005) слово «экономика» трактуется как происходящее от греческого «правила домохозяйства» в следующих значениях:

общественное производство и распределение, хозяйство (района, города, страны или ряда стран, всего мира); гуманитарная наука, изучающая процессы производства и обмена, производственные отношения в обществе; совокупность общественных отношений в среде производства и распределения продукции.

Слово «экономика» ввел в обиход в свое время древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.). Им же было дано первое определение экономической науки: «…мы установили, что имя некоторой науки есть экономия. Сущность этой науки представилась нам в том, каким образом и как люди могут увеличить свои дома (“ойкосы”) в смысле общей совокупности их имуществ».

Семьи бывают разные: маленькие, большие и даже очень большие. Однако от размера семьи правила ведения семейного хозяйства не зависят: всех членов семьи надо накормить, напоить, одеть, обуть. От размера семьи зависят лишь объемы, масштабы хозяйствования. «Семьей» же в каком-то смысле можно смело считать и деревню, и город, и страну, и, в конце концов, все человечество.

Однако вернемся к экономике. Принято считать, что «экономика» – это наука. Так ли это на самом деле?

В «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой слово «наука» объясняется так: «система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная область таких знаний. То, что поучает, дает опыт, урок».

Что же мы видим в нашей стране, в нашей общей многонациональной семье? Какие наблюдаем закономерности в экономической сфере?

Мы видим упадок народного (семейного) хозяйства, начиная с сельского хозяйства и кончая высокотехнологичной космической отраслью, которая была еще недавно самой передовой в мире. Ну а смертность членов «семьи» в течение многих лет опережала рождаемость.

Что это за «экономическая наука», которая должна знать «закономерности развития общества», а, зная «закономерности», должна уметь предвидеть события? И соответственно влиять на них таким образом, чтобы устранять все плохое, вредное? И что это за «ученые-экономисты», которые довели богатейшую страну мира, в которой есть все необходимое для достойной и счастливой жизни людей, до сегодняшнего состояния?

Впрочем, может быть, это только наши экономисты так странно понимают экономику, а за рубежом экономисты высочайшего класса?

Вот мнение президента экономического научного общества США, Нобелевского лауреата Василия Леонтьева об экономической науке Запада, изложенное им в «Экономическом эссе»: «…достижения экономической теории за последние десятилетия как впечатляющи, так и красивы. Но нельзя отрицать, что есть что-то скандальное в зрелище такого количества людей, совершенствующих анализ состояния экономики, при этом никак не объясняющих, почему та или иная ситуация возникает или должна была возникнуть (это к вопросу о нынешнем кризисе – А. И.)».

Леонтьевым был проведен анализ публикаций американских экономистов за 1972–1981 годы. И что же? Только в одной из каждых 100 публикаций ее автор опирается на данные, собранные им самостоятельно, то есть только один из ста экономистов потрудился ознакомиться с тем, что исследует, – с собственно экономикой. Еще около 20% авторов использовали данные об экономике, заимствованные из литературных источников. А три четверти экономистов представили результаты своих работ в виде возможных проблем и возможных же решений.

«Беспокойство вызывает, однако, не неадекватный вектор целей экономического развития, а наша неспособность точно поразить любую из них. Тревога вызвана не столько отрывом от практики тех задач, на решение которых направляют усилия современные экономисты, сколько очевидной неадекватностью научных средств, с помощью которых их пытаются решить… – продолжает Леонтьев. – Ни более простые варианты экономической теории, ни совершенные динамические версии не продвинули нас вперед в детальном объяснении, не говоря уже о прогнозировании конкретных состояний».

Однако это предостережение действительно знающего экономиста осталось гласом вопиющего в пустыне, и сегодня страшно уже не то, что люди не разбираются в деле, которым занимаются, – а то, что он уже учат других.

Если задача науки – предсказывать события, прогнозировать их развитие и влиять своими рекомендациями на их течение, то существующая «экономическая наука» по этим критериям наукой не является: доказательством тому служит множество существующих ныне «экономических теорий». Все они рассматривают не целостное (семейное) хозяйство в качестве единого целого, в совокупности всех его составляющих частей и процессов, а рассматривают только лишь отдельные «кусочки» этой системы: а об их полезности красноречиво свидетельствует сама практика их применения. Таковы теории и монетаризма, и кейнсианства, и институционализма, и неолиберализма… Все они во многом противоречат друг другу. Так, монетаризм рассматривает все экономические процессы через призму кредитно-денежных операций и денежной массы, а теория Кейнса противоречит ей и базируется на стабильности доходов, государственном регулировании и повышении спроса. Попытка же как-то упорядочить, увязать положения этих «теорий» создает полную кашу в головах.

Почему, для чего?

Ответ прост: в целях идеологической обработки.

Здесь сама собой напрашивается аналогия с дикой природой: хищник, для того чтобы съесть свою жертву, сначала воздействует на нее, завораживает, убаюкивает, подавляет волю к сопротивлению, гипнотизирует, усыпляет…

Так и нам рассказывают сладкие сказки, используя для усыпления нашего критического мышления мудреные иностранные слова. Кстати, если все эти иноземные заимствования заменить на привычные русские слова, они сразу приобретут гораздо более простой и ясный смысл: инновации – нововведения; менеджмент – управление; олигарх – богач, мироед; мониторинг – сбор и изучение сведений; деривативы – «деньги, которых нет»; ипотека – долговое рабство XXI века; банкир – продавец денег, ростовщик. Ну, а экономика по-русски как будет называться?

Коллективное сознание на Руси всегда с подозрением относилось к имущественному неравенству и к богатству, тем более если оно создано неправедно. Русские пословицы, являющиеся кратким выражением вековой народной мудрости, гласят: «Не заложишь душу в ад – не будешь богат»; «От трудов праведных не наживешь палат каменных»; «Нажито махом – прожито прахом».

В этом весь смысл современной экономики.

А вы говорите: «Наука!»

Автор:Артур ИСКАНДАРОВ
Читайте нас: