Все новости
КОЛУМНИСТЫ
27 Июня 2021, 17:05

Идеи для города, или очертания уфацентризма

Что такое уфацентризм?Какие идеи владеют сейчас обществом? Таковых нет. Одно поветрие овладело умами: обогащение. Для чего? В том числе и для того, чтобы, по возможности, отчалить «отсюда». Куда? Известно куда – в Москву, а потом на Запад: там надо жить, покупать недвижимость, активы, учить детей, вывезти туда семью. «Продай Родину, купи “Челси”» – шутка только для тех, для кого это не стиль жизни или образец для подражания.

Я не был в Париже или Лондоне, Венеции или Лос-Анджелесе. Откуда мне известно, что это «вершины мира»? Включите телевизор или откройте глянцевый журнал, там все объяснят. Но ведь это образ, легенда! Все верно: мы пленяемся легендой. Эту легенду созидали многие поколения людей, вкладывая в нее душу, творческие, духовные и иные силы.
Уфацентризм – защитная реакция на экспансию раскрученных мировых столиц в наше сознание. Уфацентризм есть альтернативная концепция: Уфа – вершина мира не хуже прочих. С вершины мира никто в здравом уме не делает ноги. Нужно созидать собственную легенду. Поговорку «Москва не сразу строилась» следует интерпретировать так: никакая вершина мира не возникает вдруг, но важно обладать местом. Уфа, несомненно, такое место.
Уфацентризм – верное направление в головах, ибо полагать себя на вершине мира – хорошая привычка.
«Праздник, который всегда с тобой» – так Хемингуэй писал о Париже. А вообще старина Хэм имел в виду вершину мира, с которой озирается человек. Мы озираемся с вершины мира под названием Уфа.
Уфа – не случайное место. Испокон веков тут селились люди. Город расположен близ предгорий Уральского хребта на красивом, возвышенном месте.
Центр Евразии. Стоит отъехать от Уфы, как начинается весьма малообжитая, а то и совершенно дикая местность: леса, горы, степи. Хватай взором, пей эти безграничные пространства, наслаждайся. Какая европейская столица может похвастать соседством таких пространств? Да никакая. За плечами европейских столиц их уют и подробно описанная история, за плечами Уфы – наши пространства. Что до нашей истории, она не менее древняя – она просто не так подробно описана.
А вот еще: что это за город, чье название никогда не менялось, никто не знает, откуда оно взялось, и никто не знает, что оно означает, есть только предположения? Москва? Ну, Москва. А ведь и Уфа тоже! А ведь много достойных городов в России не могут похвастать тайной своего названия!
Каждая вершина мира славится своими уникальными объектами. Отчего же в Уфе нет архитектурных шедевров мирового уровня? Оттого, что никто не ставил такой задачи архитекторам и строителям! Памятник Салавату Юлаеву хорош, но это только второй по величине конный памятник в Европе. Зато в Уфе, прямо в городе, есть гигантские лесные массивы и красивые открытые скальные выходы по склонам рек. Это огромная ценность и богатство!
Что же до архитектуры, я позволю себе несколько комплиментарных замечаний. Центр Уфы четко спланирован, улицы – под прямым углом, как на Манхэттене. Вид на город и памятник Салавату Юлаеву с железнодорожного моста через Белую – впечатляющее зрелище, сопоставимое, например, с видом из окна вагона с моста через Волгу или с видом на памятник Родине-матери в Волгограде.
Уфимские архитекторы отработали взаимодействие в пространстве далеко отстоящих объектов. Обратите внимание, как взаимодействуют в пространстве ДК Машиностроителей, ДК им. Орджоникидзе и Стела вечного огня в Парке Победы! Все три сооружения находятся на одной прямой лини, причем дворец имени Орджоникидзе изящно рассекает эту линию своими дугообразными обводами. Полагаю, строители социализма повторили здесь уфимских храмостроителей: храм Рождества Богородицы, Покровский храм и Сергиевский храм также расположены на одной линии, причем есть точки обзора, где в проем между колокольней и куполом одного храма вписываются очертания следующего за ним храма.
Уфимские храмостроители наделяли определенные места весьма возвышающими душу свойствами, помещая человека, например, в центр некого умозрительного креста, если только он оказывался на перекрестке нынешних улиц Кирова и Мустая Карима: куда ни кинь взор, открывается вид на храм. Восстановленный храм Рождества Богородицы ныне сверкает золотыми куполами, но православные храмы были некогда и на месте Дворца профсоюзов, Дворца пионеров и Башкирского театра драмы… Но это все в прекрасном прошлом.
Ныне уфацентризм прямо и открыто формулирует необходимость строительства в Уфе уникальных объектов, чье присутствие сразу поднимает статус города и чьи виды неизбежно растиражируются в СМИ.
Например, самый высокий в мире каменный курай. Представьте: гигантская башня (метров 300!), имитирующая курай-растение! Наверху, на огромной высоте, расходящиеся стрелы венца. Там смотровые площадки, бары, рестораны, куда стремительно возносят нас прозрачные лифты. Поскольку курай-растение присутствует и на гербе Башкортостана в символической форме, можно сказать, что это будет башня-символ.
Или арка над шоссе в виде курая – музыкального инструмента. Держат курай по его краям над шоссе, например, две гигантские кисти рук. Гигантские губы, наподобие тех, что украшают флаконы духов «Сальвадор Дали», дуют в этот инструмент. Арка-инструмент, полая внутри, начинает издавать звуки, имитирующие звук курая при определенной силе и направлении ветра либо при искусственной подаче воздуха.
Хотя бы один проект такого уровня совершенно необходимо осуществить. Что мы знаем о городе Пизе? Один уникальный объект, Пизанская башня, – а прославила город на весь мир.
Предлагаю потратить много денег на строительство великолепной, совершенно оригинальной лестницы, ведущей прямо от памятника Салавату Юлаеву вниз, на набережную Белой. Параллельно лестницу дополняет фуникулер – прозрачные вагончики скользят вверх-вниз. Строить это надо с целью усилить впечатление от вида на «фасад» города.
А один из скальных выходов над Белой или Уфимкой можно оснастить искусственным водопадом – вода закачивается из реки и затем падает с высоты в 30-50 метров красивыми каскадами или одним гигантским потоком. Под водопадом можно пройти и изумиться рукотворному деянию. Где еще такое есть в черте города? Кто не захочет там побывать? А вокруг гигантский парк! Километров 20-30 подготовленных трасс для велосипедистов и любителей покататься на роликовых коньках…
Можно обойтись и малыми затратами. Почему на шоссе от аэропорта до города нет рекламных щитов о наших музеях? Крупная надпись «Скифское золото. Это стоит увидеть. Музей археологии РБ» весьма украсила бы трассу. Поскольку довольно крупный метеорит в музее не закрыт стеклом, уместна также рекламная надпись: «Где еще можно обняться с метеоритом?». Припоминаю, что некогда изумился огромной поясной золотой цепи в подвале нынешнего Национального музея РБ, также весьма поразила меня надпись, что это цепь была найдена при строительстве проспекта Октября. Отчего эта цепь на рекламном щите с надписью «Мы созидаем город не на случайном месте. Национальный музей РБ» не украшает въезд в город? Считаете излишним? Тогда не удивляйтесь, что ваши дети осведомлены о далеких заграничных музеях куда лучше, чем о музеях города.
Кстати, музей археологии в 2007 году справил новоселье в прекрасном дореволюционном особняке на улице Карла Маркса. Однако попасть в музей отнюдь не просто. Никакие индивидуальные посещения не предусмотрены. Так что никакой гость города, оказавшийся в Уфе на день-два, в принципе не сможет осмотреть музей. Чрезвычайно странно! Разве нельзя выделить хотя бы несколько часов в неделю для индивидуальных посещений?
Нелишней считаю и такую радикальную меру: вся бесплатная реклама в Уфе (бесплатные пакеты в супермаркетах, рекламные листовки, буклеты) должна быть оснащена надписью: «Уфа – достойная вершина мира». Пусть мелко, пусть с краешка – зато у потребителей бесплатной рекламы (а ее потребляет в разных дозах большинство горожан) будет меньше путаницы в головах.
А как насчет 100 школ – 100 фотовыставок об Уфе? В городе сотни фотографов, которые охотно разместят свои фотоработы, дайте им только место! Школ в городе достаточно, в школах бывает большинство горожан. Эта акция вообще ничего не стоит в смысле финансов. Но кому это надо? Так что не удивляйтесь, что в интерьерах города на виды Парижа или Нью-Йорка натыкаешься порой чаще, чем на виды Уфы…
Совершенно необходимы в центре города магазины (в Гостином дворе обязательно), которые торговали бы майками, кепками, кружками, ручками с надписями «Я люблю Уфу», «Уфа – мой город», «Из Уфы с любовью»… Спросите, к чему все это? Тогда не удивляйтесь, что ваши дети носят на груди майки с признаниями в любви Нью-Йорку.
Нужно оснастить улицы историей их названий. Весьма полезная информация. Например: улица Театральная, ранее – Гашека (годы), Троцкого (годы), Соборная (годы)…
Вообще, с названиями улиц надо что-то делать. Арбат, Невский, Дерибасовская – есть нужда говорить, в каких городах эти улицы? Нет, ибо знаменитые города выбирают центральным улицам уникальные названия и не стремятся их менять.
Я предлагаю привязать названия улиц в Уфе к евразийским просторам, что означает уникальность названий. Улица Ямантау, улица Инзер – звучит как музыка! Другое направление – упомянуть в названиях улиц все города республики, например, назвать так в новом районе сразу все улицы. Улица Нефтекамская, Белорецкая, Стерлитамакская – чем не оригинально? А вот, например, улица Суворова или Шаляпина – да, люди достойные и бывали в Уфе, однако наверняка в других городах страны есть улицы с такими же названиями. В общем, что касается названия улиц, есть над чем поломать голову…
Смело можно ставить прижизненные памятники Шевчуку и Земфире. Молодежь оценит.
А вот писатель Довлатов, родившийся в Уфе, в повести «Ремесло» описывает, как писатель Платонов ущипнул младенца-Довлатова. Такие два писателя, очутившись в Уфе, просто не могли не встретиться – резюмирует Довлатов. Можно сделать оригинальный памятник: «Платонов щипает младенца-Довлатова». Идея этого памятника уже описана уфимскими литераторами.
Кстати, на доме, где родился Довлатов, до сих пор нет соответствующей таблички. Как нет таблички и на доме, где останавливался в Уфе полководец Суворов. А какую школу в Уфе окончил писатель Маканин – это увековечено? Очнитесь! С вершины мира под названием Уфа тоже озиралось по сторонам немало знаменитых людей. Памятника одному только Шаляпину недостаточно.
Литераторы должны создавать уфацентристские произведения. И такие произведения появляются. Например, 27 февраля 2008 г. в уфимском литературном объединении «УФЛИ» обсуждалась пьеса Юлии Ломовой «Поэт». Действие пьесы происходит в годы гражданской войны. Персонажи пьесыи – Давид Бурлюк, Ярослав Гашек, Заки Валиди, Шайхзада Бабич, Габдулла Тукай, Мажит Гафури и другие – именно в Уфе мечтают о переустройстве мира на поэтический лад. Пьеса, впрочем, как заявляет автор, не имеет «никакого отношения к реальным событиям, имевшим место в эти годы с этими людьми».
Идей много. Их следует генерировать постоянно и провоцировать ими общество в благих уфацентристских целях. В противном случае нам гарантировано провинциальное мироощущение, что влечет многочисленные комплексы и ослабляет силу духа.
Нельзя забывать, что раскручивание знаменитых городов средствами массовой информации – это шлейф уникальности, могущества и значимости этих городов. Рассматривая это взаимодействие как причину и следствие, надо признать, что следствие здесь служит усилению причины, и процесс превращается во взаимовлияние. То есть средства массовой информации служат усилению города, работая на идею города – вершины мира, что направляет к нему всеобщее внимание и, как следствие, финансовые потоки.
Для Уфы пришло время. Все остальное приложится, если идея Уфы как вершины мира овладеет умами людей, живущих в Уфе.
Любите свой город, созидайте легенду!
А что делать другим городам и весям? Каждому городу, каждому сельскому району надо придумать что-то свое. В Сибае есть самый глубокий в мире рукотворный карьер (500 метров!) – разрекламировать!
Где-то есть удивительные археологические раскопки, где-то уникальные пещеры, где-то места вроде Аркаима – все это надо внедрить в умы, достойно явить миру.
Где-то проводить ежегодные фестивали кумыса наподобие европейских пивных фестивалей, где-то приготовить самый большой в мире чак-чак. Каждый район пусть потребует себе места в книге рекордов Гиннеса!
Мы живем в информационную эпоху, когда оригинальность – то, на что клюют ребята с центральных телеканалов и мировых информационных агентств, – имеет особую ценность.
И тогда молодые люди рассудят: к черту Европу и Штаты – у нас тут столько интересного, нигде такого нет! А девушки рассудят: замуж за иностранца? Да у них там скукотища, то ли дело у нас!
Пословица «Где родился, там и пригодился» – это для людей – созидателей легенды!
Александр ЗАЛЕСОВ
Читайте нас: