Все новости
КОЛУМНИСТЫ
28 Апреля 2020, 13:49

Рок сделан из мяса или из новых мыслей?

Мир полон удивительных вещей, вот, например, в Испании есть сталинисты, точнее – их так называют. Музыкальная рок-группа из Мадрида «Núcleo Terco». Испанского не знаю, удостовериться в содержании текстов не могу. Хотя ожидала, что будет какой-нибудь мелодический отсыл к песням о сталинских соколах – не случилось. Сплошной хардкор и повторяемое слово «революсион».

С чего, почему у испанских хлопцев советская грусть?.. А вообще, обычно, когда говорят о культурном влиянии моей страны на другие, то это Толстой-Достоевский и Чайковский-Стравинский-Рахманинов и да, иногда Станиславский. И когда обнаруживаешь, что не эти имена привлекли внимание людей другой страны – это кажется странным. Хотя, может быть, у нас стоит фильтр внутренний в сознании, и мы сами хотим быть страной, в которой только Толстой-Достоевский и Чайковский-Стравинский-Рахманинов, и да, иногда Станиславский. Эстетской страной, эльфийской. Лелеем иллюзии. В общем, принцесса нашей культуры более бесплотная в нашем воображении, чем все эльфийские фэнтезийные этики и эстетики. А иностранцев привлекают живые и другие, иногда совсем неоднозначные фигуры и их свершения в нашей сложной и яркой истории.
А что привлекает современных русских поклонников рока? Какая у них грусть?
Молодежь по-прежнему играет на гитарах, барабанах, и играют многие ребята очень классно. Но если лучшие из них и настроены серьезно играть музыку и объединяются в группу, то это теперь, как правило, либо кавер ВИА на корпоратив, либо трибьют-проект разным там «Iron Maiden» и пр. А если вдруг и оригинальная группа с авторским материалом, то это обычно и не рок совсем.
Сегодня популярны рэп, электроника, ди-джейство, и сейчас 13-14-летние не стремятся учиться играть на гитаре… Просто не интересуются.
Еще такой момент: с одной стороны, у рока нет возраста теперь – он перестал быть атрибутом молодых, но с другой – когда дядьки средних лет объединяются в группу, чтобы поиграть на досуге и отдохнуть от офиса – это выглядит часто как-то неуклюже, что ли…
И знаете, подумав о купленных в разные годы билетах, обнаружила всего одного эстрадного исполнителя – Олега Погудина с его дивными романсами, все остальные билеты на концерты рок-музыкантов: «Пикник», Гребенщиков, Сурганова, «Ляпис Трубецкой», «Чайф», «Чиж», «Би-2», Сукачев. Собственно всю старую гвардию отечественного рока я видела живьем, была аж на знаменитых фестивалях «Сырок» в ДК МАИ, ходила на московские концерты «Наутилуса», «Агаты Кристи», «Крематория». И периодически хочется обновления в этой колоде маститых и именитых, а нету. Последние сильно взлетевшие яркие звездочки были, пожалуй, «Звери» и «Люмен». Кстати, группу «Люмен» я первый раз услышала и увидела на сцене ДК «Авангард» в далеком ноябре 1999 года. Тэм выпустил недавно книгу стихов. Но в музыке у них нового звука не произошло. Есть в последние два десятилетия такое явление, как «женский рок». И в данный момент самый интересный для меня исполнитель в нем – Диляра Вагапова и ее группа «Мураками». Отчего Вагапова не выстрелила – непонятно. Было бы логично после Земфиры и «Ночных снайперов». Земфира – загадка и тайна, Арбенина – бунтарское настроение, Вагапова – некая аналитичность. Страна не готова была к анализу, да она и сейчас не готова. Только отдельные личности. А артист Диляра очень удивительный, у нее даже паузы играют роль и являются отдельной нотой в музыке.
Свежие идеи найти очень трудно, и хотят ли люди их искать, вот в чем вопрос нашего времени. Как там поется у группы «Ленинград»: «Я сделан из мяса … кто-то ищет выход, кто-то ищет клад». После того, как я побывала в начале февраля прошлого года на концерте группы «Мураками», я частенько цитировала строчки из новых песен Диляры: «Старики, как уставшие дети... носят счастье в пакете... выхода нет из систем... седину не спрятать ничем…»

ГАЛАРИНА
Читайте нас в