Все новости
КОЛУМНИСТЫ
16 Февраля 2020, 19:11

Неформалы

Неформальное движение как контркультура возникло из двух молодежных течений: хиппи и панков. Хиппи заявили о себе в середине 60-х годов в США.Эти «прекрасные люди», как они называли себя, «цветы жизни», «дети солнца», и, наконец, хиппи, как окрестило их общество («хип» – те, кто «поняли», «осознали»), были сторонниками ненасилия, выступали против военных действий во Вьетнаме, курили травку и собирали цветы. Путешествуя автостопом, «взрывали» города, поражая своим ярым стремлением к свободе, отрицая устои жизни общества и мнимое благополучие высшего класса. Музыка объединила их, рок-н-ролл стал проводником в новый, более раскрепощенный мир.

Различные виды психоделики звучали в исполнении «живых» инструментов и вырвавшегося после продолжительного заключения в некие рамки голоса. Так, хиппи вели бродячий образ жизни, даря окружающим надежду и безмятежные улыбки. Их одеяния неординарны: балахоны, длинные юбки, шляпы, хайратники (от англ. «hair» – «волосы» – тонкая полоска из мулине, надетая по овалу головы, причем цвет обязательно имеет смысловую нагрузку). Рюкзаки за плечами и огромные «горбатые» очки, словно призывающие взглянуть на мир по иному. Как писал в 1958 году Джек Керуак, им не нужны холодильники, телевизоры, машины, дезодоранты, шампуни – они и так справятся, они и так чистые. «…Смотрите, бродяги с рюкзаками заполоняют мир, бродяги Дхармы сочиняют стихи просто так, из головы, они добры, они совершают странные, непредсказуемые поступки, поддерживая в людях и во всех живых существах ощущение вечной свободы».
А панки пришли на 20 лет позже. Ошибочно мнение, что панки – выходцы из низших слоев общества; на самом деле они собрали представителей всех классов общества. Они отрицали Систему как стандартный выход каждого мало-мальски соображающего человека. Их жизненное кредо можно охарактеризовать как постоянный протест в душе. Некое отчаяние, переросшее в агрессивную борьбу, выражающуюся в песне. Яростной, отступающей от одиночества и отчаяния мизантропии. Как и у хиппи, у них была своя «форма» одежды. Ирокез на голову, перстень, куча цепей и железа, свисающих с одежды, будь то «косуха» – кожаная куртка с замком, обвисающим с одного бока, или джинсы. Главная идея – анархия как личный выбор индивида на жизнь, вне зависимости от государственных формаций. Панки – не самоназвание этого молодежного течения, а приклеенный в свое время ярлычок журналистов, переводимый как «гниль». Но подобное оскорбление не обидело панк-тусовку, ведь основными социальными ценностями они признали сотрудничество и дружбу, в противовес деньгам и конкуренции. В то же время, мечущие искры панки были грубым ответом хиппи, любившим весь мир, и в результате столкновения родилась новая культура.

С течением лет и затуханием ярких первоначальных образов живых протестов все разделение растворилось и приобрело новый вид: неформалы – так назвали пришедших хиппи и панкам на смену безразличных к окружающему материальному миру подростков.
Дело в том, что неформальное молодежное объединение, по большому счету, социумом воспринимается отрицательно. По моему же мнению, неформалы – это выдающиеся индивиды. Но в этой интерпретации подразумеваются люди, относящиеся к разряду «не такие, как все». Честно признаюсь, что не могу назвать неформалами обыкновенных металлистов-подростков, хотя среди них-то чаще всего мои «неформалы» и встречаются. Это некий разряд личностей, отрицающих систему жизни по течению и, соответственно, меняющих курс своего корабля по желанию. «Я» для них важнее «мы», на чем и строятся их убеждения. Так, для «Я» превыше всего мое желание, мой мир, мои идеи, моя жизнь, мое отношение. В чрезвычайной ситуации это божье создание первым выберется из потасовки, интуитивно нащупывая выход, в то время как заурядный человек создаст нежелательную панику, поскольку его мозг подвергается пульсации большинства. Примером подобного «Я» может служить самообладание москвичей во время остановки поездов метро. Но это еще не все их положительные качества…
Большинство воспринимает неформалов как молодежь, которая, помимо распивания пива, пения под гитару, сидения у костра, курения травки, пьяных драк и дебошей, больше ничем не занимается. Скажу вам по секрету: те, кто занимаются вышеперечисленной ерундой и выставляют эти действия напоказ, к неформалам вообще никакого отношения не имеют – это обыкновенные «попсовики», простите за пафос. Но не хочу врать, и потому признаю, что подобный вид безобразия необходим неформалам для расслабления. Но применяется в меру и под строгим самоконтролем. Хотя многие вообще обходятся без этого, за что честь им и хвала.
Теперь подходим к главному вопросу: почему же у «не таких, как все» возникает необходимость в расслаблении. Все дело в том, что в силу своей избранности подобного рода люди находятся в постоянном действии, выражающемся в «думанье». То есть мозг работает двадцать четыре часа в сутки, даже во время сна.
Вот отрывок самокопания моего единомышленника: «Я живу в своем мире. Я творец иллюзий и король обмана. Мое «хочу» выше чужого «нужно». Общество приклеило мне ярлык – «не такой, как все». Ваша жизнь мне чужда, мне никогда не понять вас, а вам – меня. Вы – герои, не боящиеся никого, сидя в теплых домах. Ваши законы запрещают убивать, но можно воевать и убивать миллионами, нельзя воровать, но можно грабить целые страны. Осуждать – ваша суть. Сплетни, лицемерие, лесть, жадность и ложь – вот ваше лицо. Мне надоела ваша «правда», которой, я думаю, не существовало вообще. Слово, созданное ярыми оптимистами, верящими в светлое будущее, которое они уже пережили. Не идущий за толпой, я часто оборачиваюсь назад, в надежде увидеть хоть кого-нибудь, но там лишь пустота».

Порой к неформалам причисляют себя и люди средних лет: имея профессию, постоянный заработок, они не прочь посидеть с молодежью, нацепив «косуху». Приобщившись к этому движению, люди приобретают уверенность в своих поступках. Понимая, что сами явились источником той или иной проблемы, с легкостью выбирают свой, особый путь решения. Осознавая, что сделанного не воротишь, считают свои действия единственно правильными. Поэтому им не приходится сожалеть и прибегать к присказке «если бы». Стремительные в своем полете, эти «птицы» высиживают творческие плоды, постоянно духовно развиваясь. А «яйца» то и дело мелькают в СМИ, художественной литературе и видоизменяются в народных баснях, разрастаясь иногда до страусиных и уменьшаясь до перепелиных. Их божественное отношение к звукам объясняется искушенностью в музыкальных стилях. Группы и солисты, которые будут знакомы лишь узкому кругу почитателей, вряд ли обнаружатся в вашем гардеробе аудио, видеокассет и дисков (групп и направлений множество, и чтобы не обижать никого, не буду входить в конкретику и перечислять, выделяя какие либо из общей массы).
Чаще всего неформалы – это творческие люди, и собираются они вместе, чтобы поделиться найденными ответами на извечные вопросы. У каждого из них миллионы теорий о жизни окружающих, у каждого свое видение мира. Такое «сборище» порой напоминает мне Дом Грибоедова, воспетый Булгаковым в «Мастере и Маргарите».
Здесь витают карусели мыслей: «там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит». Так, в любом споре рождается истина одиночества: ты не понят. Но благодаря дебатам кругозор расширяется, разрастаясь до неведомых границ. И каждый интересен соседу, потому что гениален по-своему. Приведу, к примеру, теорию одного моего единомышленника для сравнения (будет понята лишь ярыми неформалами). «Вы сидите в ресторане, едите вкусное блюдо. Неожиданно замечаете в тарелке муху, заворачиваете насекомое в платочек и кладете в карман. Доедаете блюдо и уходите. Вечером показываете муху друзьям. Делите по кусочкам и раздаете на съедение. Муху съели, мухи больше нет, как и проблемы». Мораль для непонятливых: муха – это бесполезная идея, витающая в воздухе. Попав к вам в тарелку, она становится вашей. Но она вам без надобности, поэтому вы раздаете ее другим – может, кому-то она пригодится.
При более глубоком рассмотрении выходит, что любая идея вам без надобности, а значит, только разделив, вы сможете постигнуть и осознать ее внутренний смысл.
Поэтому, уважаемые ребята, не бросайтесь в омут с головой, не сформировав собственного мировоззрения. Неформальное движение – это не просто тусовка и большая пьянка, а опыт молодого поколения, копившийся десятилетиями.

Вы чтите киношных богов,

Стучите в закрытые двери иллюзий-миров,

В зеркалах отражаются ваши улыбки…

Ожидания рая без смерти так зыбки!

Вы задаетесь вопросами «Я?»,

Странно грезите: «Что есть жизнь моя?»,

Испепеляете фотографии души,

Ищите ответы – все вы хороши.

Жасмин КАЕВА