Знакомые в один голос утвердили: «Нужно в церковь обратиться. А так, этим только полиция занимается, но протоколы, волокита обеспечены на целый день».
Так я обратился с вопросом о помощи «лицам без определенного места жительства и рода деятельности» к дьякону Семеоно-Верхотурской церкви Алексею.
Мы договорились о встрече.
– Здравствуйте, отец Алексей.
– Здравствуйте, я – дьякон.
– Вы долго служите в церкви?
– У меня к Вам вопрос. Есть люди, которых называют БОМЖ. Они к вам часто обращаются?
– Мне не нравится, как их называют, скорее это бродяги неприкаянные. Частенько приходят, собирают подаяние у ворот. Наш настоятель просит деньги им не давать, так как это провоцирует на покупку алкоголя. Потому лучше помочь едой или вещами, но вы сами заметите, что многие будут отказываться. Некоторые прихожане отводят их к пунктам питания и сами покупают необходимое.
– А как насчет посильной работы, существует же понятие «страноприимство», прием в свой дом богомольцев и странников?
– Пару лет назад у нас были работники, следили за чистотой на территории храма, проверяли состояние посадок и общего вида. Один не вышел на работу через месяц, другому я сам пытался помочь с устройством на постоянную работу, но тот сорвался, влип в историю… Я даже хотел его к себе пригласить пожить на время.
– Не каждый осмелился бы довериться, – вставил я, понимая, что Нагорная проповедь была произнесена во времена, когда не существовало кондоминиумов, современных многоквартирных строений, а в каждом дворе помимо дома имелся сарай или хлев.
– Как становятся бомжами? Неужели их самих устраивает такая жизнь? Я хочу понять, что их держит на улице? Что мешает им стать полноправными членами общества?
– Люди потеряли душевный покой, веру в общие ценности, в Бога. Я думаю, дело не только в жизненных передрягах и превратностях судьбы, дело еще в том, что у них отсутствует некий «ген недостаточной социальной ответственности». Скрываясь за внешней свободой, неспособны отвечать за свои поступки. А вообще, чтобы полностью понять – нужно побывать в шкуре не только волка, но и овцы.
На том и попрощался с дьяконом Алексеем, милым, мудрым и добрым человеком.