Все новости
КОЛУМНИСТЫ
3 Мая 2019, 13:05

Пускай Тефаль не думает за нас

ГАЛАРИНА Иногда наблюдая поведение некоторых «деятелей культуры», я вспоминаю высказывание из житейских историй Ивана Новицкого «Не можешь писать на русском, пиши на родном...», и еще у этих деятелей правило цивилизованного обмена «клиент всегда прав, потому что он платит» превратилось «в клиент всегда лох и поэтому платит» – из лексикона хамоватых продавщиц моего детства. Вот тут только хамского высказывания Татьяны Толстой не хватает.

Мы им платим за их книги, концерты, но должны уразуметь, что эти высказывания не истина и даже не мерило, а попытка оправдания собственной корыстной природы этих людей, хоть бы они и были гениями калькулирования, это все равно спекуляция на наших потребительских ресурсах.
Вспомнила «историю про ржевского помещика Опочинина, впитавшего в себя европейскую культуру, который от глубокого отвращения ко всему русскому свел счеты с жизнью. Это результат резко отрицательной комплиментарности между русскими и европейцами» – порадовалась, что занимаюсь в основном Кореей и Японией. Очередной раз вспоминаю стих Мансура Вахитова «Да что вы все Европою народа не спросясь...»
После прочтения книги Рут Бенедикт «Меч и хризантема» про устройство японского менталитета, я была счастлива тем, что родилась в России и русской женщиной в данный исторический момент. Я всем сообщала о своем счастье, помнится, феминистка и кинорежиссер Тансулпан Буракаева заходила ко мне тогда, и ей я об этом сообщила, ибо жить в аду иерархий не для творческих женщин. А Зухра Буракаева даже меня опередила с этим высказыванием, но она мне после премьеры фильма «Довлатов» звонила – какие мы счастливые люди, что живем здесь и сейчас, и можем свободно творить.
А хамоватые продавцы культуры тоже, наверное, счастливы жить в нашей стране, где можно свободно хамить целому народу и получать «респект и уважуху, а также товарно-материальные ценности». Ибо иерархии-то в России нет, японец уже рождается в неоплатном долгу перед императором и небом. А у нас нет ни «гири», ни «ко»*. А вообще ржевский помещик Опочинин был предельно японцем-самураем в попытке через смерть соответствовать своим убеждениям «не терять лицо».
А люди, которые не могут свое отвращение подкрепить таким жестом, очень давно потеряли лицо, да и имели ли они его? Вообще, если следовать японской этике, то уровень отвращения людей этих к себе настолько высок, что они истязают себя в наказание жизнью среди тех, кому должны, но не могут вернуть достойно. А невозвратный долг ввергает человека в пучину безумия – на эту тему много всяких японских притч. Невозвратный долг перед землей, где родился не только сам, но и родители, деды-прадеды, перед языком, на котором сказали первое слово, и на котором состоялись, как творческие единицы.
«Гуд бай, Америка, мне стали малы твои потертые джинсы» Поняла эту строчку из любимой песни. Эта песня о взрослении, а вовсе не об утрате мечты. Такое «гудбай, ясли, мне стали малы твои стульчики и слюнявчики и надувной бассейн с шариками, где я не была никогда» – могла бы спеть моя дочь, которая не ходила в ясли, а сразу в 5 лет пошла в детский сад. В надувном бассейне с шариками, который был виден в открытую дверь младшей группы, дочь весьма мечтала полазить. Но в старшей группе оного уже не было.
Продолжу тему культурного наследия. «В тех сообществах, где отцы строят лодки, на которых их сыновьям предстоит рыбачить или сражаться, качество низким не бывает»: у Володи Глинского читаю о том, что никто не управляет кораблем, у Максима Акимова о том, что все хотят быть сыновьями-сыночками, что функции отцов не в моде, хотя планета переполнена уже даже дедами.
По касательной поняла почему «наука строить корабли» пропадает – не передается по наследству. Незримые постулаты довлеют над нами:
«Не писать, пока не научишься писать. Молчать, пока не научишься говорить. Стоять, пока не научишься бегать. Не дышать, пока… ребенок заканчивает школу – ни разу, ни по какому поводу, ни строчки не написав от себя. Кроме открытки маме на день рождения. (Об СМС – не говорим). Все равно, что скульптору сказать: не подходи к мрамору! Или художнику: не трогай кисти»
Один лишь вопрос: что для нас язык: умение ставить запятые или выражение мысли? Все давно ловят рыбу в супермаркетах, зачем нам корабли, зачем учиться выражать мысли, ведь за нас думает Тефаль...
Русский язык величайшая возможность выражать себя через лист бумаги. И когда человек становится пищущим, он становится и думающим. А думающий не позволит чужим кораблям выловить всю рыбу в своих морях и продавать ему же втридорога.
__________________
* «гири» и «ко» – этими словами обозначается ментальный долг японца.