Читаю «Путь Уфимца» Айдара Хусаинова и невольно улыбаюсь. Причём улыбка делается всё шире, прорываясь в откровенный радостный смех, по мере узнавания ситуаций и самой себя в них.
Уфа удивительна и по-своему уникальна: она обладает развитой культурой с укоренёнными в полувековую старину традициями, у неё несомненно есть столичный шарм и лоск, сквозь который, однако, всё ещё просвечивает провинциальность большой деревни, в самом худшем её проявлении – узколобой ограниченности локального мирка, зацикленного на себе. Именно это во многом обусловило возникновение понятия – “уфимец”. И оно с лёгкой подачи автора становится уже нарицательным, перерастая в свою географическую обособленность. Читаешь и понимаешь, что все мы, независимо от места проживания, немного “уфимцы”…
Смею предположить, что “уфимцев” можно разделить на два подвида.
Самый классический, закоренело-закоснелый “уфимец-рецидивист” непременно причисляет себя к образованным, правильным, недюжинного ума и высочайшей культуры людям, не осознавая своего самодовольного эгоцентризма и примитивного квадратно-гнездового образа мышления невежи и невежды. Его путь – это путь невоина (отсюда и антибусидо), приспособленца, мещанина, ставящего свою правоту, удобство и покой во главу угла. Другого он не знает и знать не хочет.
Второй подвид “уфимца” – это индивид, погрязший в своём “уфимстве” в гораздо меньшей степени, подверженный “озарениям”, если ещё не мудрый, то находящийся на пути к мудрости. Он воспринимает своё “уфимство” с большой долей весёлой самоиронии.
Такой “уфимец” осознает свою самобытность, свои сильные и слабые стороны и с пониманием и добрым юмором относится к “уфимцам” в целом. Очень хочется надеяться, что численность именно этого подвида “уфимца” будет расти. По крайней мере, после прочтения книги хочется быть именно таким – “уфимцем на пути к просветлению”.
Особенно приятно, что Айдару Хусаинову в своих афоризмах удалось виртуозно совместить саркастическую язвительность и снайперскую точность сатиры с доброй верой в самое лучшее в своем герое!