Все новости
КНИГИ
30 Октября 2023, 15:00

Это был один из любимых мною рассказов Носова

115-летию со дня рождения Николая Носова посвящается

Изображение сгенерировано нейросетью
Фото:Изображение сгенерировано нейросетью

Детство – это огромная необыкновенная страна со своими городами и сёлами, улицами и переулками, где размещались повести и рассказы по месту рождения и жизни писателей и поэтов. В дивной стране случались удивительные метаморфозы и перевоплощения, когда молодой характер читателя взрослел и мужал… ты только захотел что-нибудь вспомнить – а перед глазами уже проплывали картинки встреч, событий, лица друзей и героев произведений, одним словом, приятные и милые сердцу моменты прошлого.

Я люблю вспоминать походы в городскую библиотеку, когда училась в младших классах. Аккуратные старушки, чопорные библиотекарши, как мы их называли, обязательно спрашивали:

– А ты точно прочитал книгу?

– Да, прочитал, прочитал, – отвечал какой-нибудь нерадивый маленький читатель. При этом он опускал глаза и старался поскорее закончить разговор.

Мне нравилось бродить между стеллажей (постоянным читателям библиотекарши разрешали самим выбирать книги), произносить фамилии авторов, вспоминать прочитанные книги и перебирать их на полках. В этом была какая-то тайна, магия книг, ведь библиотека располагалась в старом двухэтажном деревянном особняке по улице Новомостовая. Сейчас в этом здании находится Дом-музей видного партийного и государственного деятеля, публициста Шагита Худайбердина.

Библиотечные залы были маленькие, но книг было много – так мне казалось. Они стояли ровными рядами, словно солдаты в строю, и охраняли тишину. Громко разговаривать не разрешалось. Читатели даже шагать старались бесшумно, чтобы не получить замечание от строгих блюстителей порядка в библиотеке. В помещении было всегда тепло и уютно.

Как я выбирала книги? Сначала обращала внимание на яркие обложки, иллюстрации, частенько прислушивалась к советам библиотекарей, а они охотно вступали в разговор, предлагая ту или иную книгу, а потом ещё и спрашивали тебя, понравилась ли она.

Так мне попали в руки рассказы Николая Носова. Помню, я их читала и даже перечитывала отдельные моменты, сравнивая со своей жизнью и историями школьных товарищей. А рассказ «Живая шляпа» просто запал мне в душу.

В этом году исполняется 115 лет со дня рождения русского советского детского писателя-прозаика, драматурга, киносценариста, лауреата Сталинской премии III степени и Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской Николая Носова. И мне хочется выразить глубочайшее уважение и почитание писательского таланта Николая Николаевича. Для меня, теперешней, его творчество – это своеобразный ориентир в отображении мироощущений маленьких граждан планеты.

…И вот я бежала домой по улице Пушкина и держала в руках рассказы Носова. Книжка была лёгкой – в те годы мы брали по одной книге, чтобы быстрее прочитать – и снова шли в библиотеку.

Дома я положила книгу на видное место, и яркая обложка буквально манила меня, вызывая желание прочитать. Родители разрешали мне самой планировать время после школы, веря в то, что я успевала и уроки сделать, и почитать книги. Когда я пыталась рассказать им о прочитанном, они отмахивались, ссылаясь на неотложные дела, в результате мне удавалось читать и чувствовать себя независимой и свободной. А ещё маленькая девочка управляла сюжетом и присутствовала в мире героев, примеряя обстоятельства на себя.

Обстановка квартиры, в которой развивался сюжет рассказа «Живая шляпа», ничем не отличалась от наших советских квартир. Такой же диван (лишь обивка была другого цвета) стоял у стены в зале моей квартиры. Моя семья жила в пятиэтажном доме по улице, носящей горделивое название: «Октябрьская революция». Я залезала на диван, как Вовка и Вадик в рассказе. В спальне у нас стоял шифоньер, как на иллюстрации к рассказу, но только наш шифоньер отличался наличием большого зеркала на дверце и горшком с цветком вечнозелёной традесканции, который стоял наверху. А к горшку прилепилась игрушка обезьянки из пластмассы, подаренная мне на одном из новогодних утренников.

Изображение сгенерировано нейросетью
Фото:Изображение сгенерировано нейросетью

Представить себя в тех книжных обстоятельствах мне не составляло особого труда. И вот я уже смеялась над Вовкой и Вадиком: они, глупые мальчишки, не смогли понять, что под шляпой скрывался маленький котёнок Васька. Чего только они не делали, чтобы напугать «шляпу»?! Как они поверили в то, что шляпа ожила?!

Если бы подобная история случилась со мной и моей школьной подругой Ингой, мы бы сразу поняли, что под шляпой кто-то скрывался. И уж, конечно, не стали бы бросать картошку в шляпу. Во-первых, картошка была немытой, а, во-вторых, потом наводить порядок пришлось бы мне самой. А что мальчишки? Вряд ли они потом наводили чистоту в квартире. Они не умели убираться и содержать свои вещи в порядке, да и чистить картошку не умели. Мне же приходилось этим заниматься, как только я пошла в первый класс. Сразу выросла!

Я смеялась от души: мальчики были мне симпатичны. Читала и рассматривала картинки в книге. Какие же они были реальные и понятные!

Васька, смешной котёнок, был в моих глазах героем. Он сумел перехитрить мальчишек и не испугался их атак. Отныне все котята воспринимались мной как смелые и бесстрашные воины.

А над мальчишками я подсмеивалась и подшучивала, пока не прочитала повесть «Витя Малеев в школе и дома», и моё отношение к представителям сильного пола кардинальным образом изменилось.

Произведения писателя помогали мне познавать мир, увидеть в нём доброе и смешное, учили милосердию и любви. Возможно, секрет успеха и популярности рассказов Носова в том, что они искренны и человечны.

На детство и школьные годы будущего писателя выпали нелёгкие испытания: войны и голод, холод и болезни. Вся семья Коли переболела тифом. Мальчик рано познал цену радости и горя, поэтому его творчество пронизано стремлением автора жить в мире и согласии.

А сюжеты его рассказов разнообразны и охватывают многочисленные стороны жизни советского человека. С четырнадцати лет Николай начал работать. Школа жизни была насыщенной и оказалась весьма полезной для писательской деятельности. Он работал газетчиком, чернорабочим, косарём, копал землю, работая землекопом, а в свободное время увлекался химией, фотографией, кинематографом, поэтому его рассказы и повести увлекательны и интересны.

Я уверена, что представители моего поколения будут согласны со мной в высокой оценке творчества Николая Николаевича Носова. А современных мальчишек и девчонок я призываю познакомиться с удивительным литературным наследием замечательного советского писателя!

 

P.S. У меня в руках книга Носова «Живая шляпа», которая была переиздана в 2012 году. На обложке – весёлый, смышлёный котёнок, на голову которого надета шляпа. Я решила ещё раз перечитать рассказ и пережить волнение детских воспоминаний. А ещё с теплом в сердце я вспомнила своих родителей Ивана Михайловича и Маргариту Павловну. Шляпа, нарисованная художником, напомнила мне похожую, которую мой папа носил в летнее время.

 

Автор:Ирина БАККЕ
Читайте нас: