Поэт Айдар Хусаинов и школьники
Все новости
КНИГИ
18 Августа 2023, 15:00

Финиковая клюква

Продолжаем обзор короткого списка "Большой книги"-2023.

1.Предыдущие шесть заметок см. по тэгу #БольшаяКнига2023. Седьмая из 15 вещей - произведение Родиона Мариничева " Комендань". Это даже не изданная книга, а рукопись - причем попадание в шорт-лист рукописи большая редкость. Для этого еще не опубликованная вещь должна иметь, как кажется, некие несомненные для членов жюри достоинства. Попробуем их найти. Отмечу пока, что Мариничев относится к числу тех, для кого попадание в шорт-лист БК, можно сказать, совпало с премьерой широкого выхода на аудиторию. Много дебютантов и почти дебютантов, вообще молодежи в нынешних премиальных списках нынешней БК! Хотел сказать, что это отлично, потом задумался: а чего отличного-то? Не правда ли, отмечаться должны книги НЕ молодых, и НЕ старых, а ХОРОШИХ авторов. Притом – хорошие книги. А выполнение процентовки по молодежной квоте - так себе достижение. И еще - как почитаешь нынешний шорт-лист БК, так и диву дашься. В одной книжке героя несправедливо садят в тюрьму за оправдание нацизма. В другой наши спецслужбы организуют провокацию и губят ни в чем не повинных сограждан. В третьей детей насильственно перемещают во время военных действий. И так далее. Будто не премиальную русскую литературу читаешь, а радио "Свобода" слушаешь. (Кто сказал, что это одно и то же???). Ну и Мариничев тут как тут.
3. Родион Мариничев, хоть и поэт, и финалист литпремий по этой части, пишет в сугубо антипоэтичной манере ползучего реалиста. (Впрочем, мы знаем и куда более взрослых товарищей, успешно работающих в том же ключе). Это когда сыро, вяло, скучновато, но зато с "документальными" деталями, кажется, хаотично разбросанными тут и там. От реализма мы, вообще, ждем некоего обобщения типов, неких смыслов, которые писатель обнаруживает в повседневности (до этого они оставались публике невидимыми). То есть – исследования реальности. Здесь ничего такого и близко нет. Типы, как говорили раньше, взяты из фельетонов (сейчас скажем - из сериалов на бытовую тему). Смыслы тоже немудреные, но вполне отчетливо окрашенные идеологически.
3. Произведение рисует нам путь простой питерской училки средних лет Тани, которая по поручению начальства готовит в школе очередной праздник Победы и понимает, сколько в этом ритуале формалистики, просто глупости, карьеризма со стороны карикатурной директрисы и чиновников. Параллельно она начинает ощущать обиду за пострадавших в оны годы карело-финнских предков. Понимание ею истины идет все дальше и дальше, и вот уже она уже вступает со своим мужем-солдафоном в идеологический конфликт: «Семён меняется в лице, будто увидел в жене угрозу, на которую нужно срочно отреагировать.
- Ты, может, ещё финнам сочувствуешь, которые нам тут блокаду устроили на пару с немцами?
- Сочувствую своим прапрабабкам, которых вышвырнули из домов, разбомбили деревни, а напоследок ещё и эшелон, в котором эвакуировались старики и женщины с детьми… Мои родственники были жертвами реальной войны, когда Советский Союз оттяпал кусок Финляндии только потому, что захотелось передвинуть границу подальше от Питера.
От Ленинграда…». Нормально так.
4. Дальше-больше. «Внутри неё зреет какое-то неосознанное, бессловесное сопротивление, словно загорается стержень (загорается стержень!!- М.Г.), который не даёт сломаться». Так сказать, закаляется сталь, кажется, еще немного, и героиня выйдет на одиночный пикет. Однако вместо этого Татьяна находит идеологически близкого любовника, потом появляется муж со «стволом», а у любовника -бандита - финка, тут и кровь, стрельба… Параллельно ее сын, Артур, задумывается, за кого бы он воевал, за советских или за финнов. Параллельно автор отправляет нас в прошлое, где довольно путано повествует про историю с карело-финнами (Комендань – так назывался в просторечии некий Комендантский аэродром). Узнаем мы заодно, как хорошо жилось иным в блокаду (это уж обязательно). Понятна идея: углубить довольно неубедительную современную историю за счет погружения в историю, обращения к сложной теме народа, жившего по разные стороны закрытой границы. Получилось, увы, поверхностно.
5. Читать эту дикую клюкву (финиковую, если вспомнить просторечное наименование представителей столь любимого героиней народа), конечно, то еще удовольствие. Зато писать рецензию легко: цитируй из любого места. Вот, например, как герой видит молодежь на праздновании Дня Победы: «У одной из девушек с широкой спиной в ушах поблёскивают серёжки, а на запястье пестреет георгиевская ленточка. Рядом - постройнее, тоже в пилотке, с длинными волосами, в обнимку с высоким парнем в бейсболке. Он курит, и дым летит Артуру в лицо. Залпы множатся, огненные цветы в небе рассыпаются с треском, тут же вырастают новые. Вдруг та самая, с георгиевской ленточкой, резко оборачивается, сгибается и начинает блевать…Блюет и блюет – под крики «Ура!», под грохот расцветшего салюта, под мерцание огненных цветов". Картина маслом.
РЕЗЮМЕ В интервью г-н Мариничев говорит о том, что пытается «исследовать феномен той войны сегодня», и находит только «память о войне как фетиш и как коммерческий проект». Да и по произведению видно, что больше сказать ему нечего, тех, для кого День Победы действительно близок и дорог, он предпочитает не замечать. Еще автор честно признается, что несколько отказов от издательств он уже получил. Это, поверьте, не удивительно. Хотя, думаю, издателя он найдет, и на обложку непременно поставит "Финалист Большой Книги". Такая вот реклама литературной премии...

Автор: Михаил Гундарин
Читайте нас: