Все новости
КНИГИ
1 Марта , 13:00

Дем цайт цум Фауст

"Гори огнем" молодого, но уже хорошо известного питерца Александра Пелевина - это нравоучительно-мистическая притча о том, к чему приводит предательство Родины и товарищей. Также о том, что фашисты ужасно плохие. Да и власовцы тоже. Тут я с автором согласен.

Насчитывает книга менее 200 страниц, и то, иногда кажется, многовато. Однако - налицо выигрыш у предыдущего пелевинского произведения, "Покров 17", который, будучи потолще, от того становится и более трудноусвояемым.

Итак, молодой офицер, бывший учитель, Иван Гуляев сдается в плен под Волховом, чисто чтобы выжить. Затем, чтобы жить лучше, чем в лагере, идет служить в армию генерала Власова, становится инструктором в школе советских пленных,также выбравших службу фашистам. Тут он предает своего коллегу, оказавшегося подпольщиком (а до этого, еще в Красной Армии, доносит на коллегу-алкоголика. Подлец, одним словом) . Параллельно Гуляев вступает в сношения с неким демоническии майором Цвайгертом, переживает цепь перерождений, которые, впрочем, приводят его все туда же - в ряды власовцев. Отказаться от пути предателя Иван никак не может. Кончается для него, однако, все сравнительно неплохо - советскими лагерями и дворницкой службой. Книга содержит ссылки на труды историков, описывающие и разоблачающие власовское движение. Так сказать, матчасть усвоена. Но дело точно не в ней.

Александр Пелевин пишет размашисто и увлеченно, что, помимо привлекательной для публики яркости, неизбежно ведет к спутанности истории и стилистическим небрежностям. Видимо, лучше эту книгу читать, особо не задумываясь, вроде как поэму. Как очередную вариацию на тему Фауста и Мефистофеля (собственно, Цвайгерт и переводится как "готов служить"). Как, например, гениальные " Два часа в резервуаре", произведение в некотором роде тоже "из немецкой жизни", в котором, правда, немудреных притч, подобных Пелевинским, поместится штук сто. Помните?


Я есть антифашист и антифауст.
Их либе жизнь и обожаю хаос.
Их бин хотеть, геноссе официрен,
дем цайт цум Фауст коротко шпацирен.


Проза Пелевина родом из фантастического литературного самиздата, сегодня нашедшего себе приют на сайте Author Today. При всей своей литературной непритязательности и принципиальной вторичности (ибо рождены они из многого разного прочитанного ранее и перемешавшегося в сознании сочинителя в относительно однородную массу) , такого рода произведения берут своей горячностью и безыскусностью. Так сказать, "Ди Кунст гехапт потребность в правде чувства" (Тоже из Бродского). А собственно и вторичность пригождается - кому ж из читателей не лестно отыскивать в новом тексте следы старых! Список легко отыскиваемого в книжке А. Пелевина ужас как велик, как говорится, от Василя Быкова до Лавкрафта, но это, повторю, для подобного авторского подхода к текстостроению совершенно естественно.

Вот пример видений героя, где автор, наконец, оставляет пересказ советских антифашистских книг и предается любимому трэшу беззаветно: "Его рвет, и изо рта на пол вываливается в мутной слизи огромный белый червь размером с руку по локоть. Отвратительная белая личинка дергается на полу и медленно увеличивается в размерах, удлиняется, начинает шевелиться, ползет.
Ползет в сторону обгоревшего амвона, постоянно удлиняясь.
Новорожденный утирает ладонью вонючую слизь с губ и завороженно глядит на червя". По моему, и бодро, и увлекательно.


РЕЗЮМЕ Секрет успеха Александра Пелевина в том, что он, во-первых, придает заведомо низкому трэш-жанру не свойственную ему лиричность (не зря Пелевин еще и поэт). А во-вторых использует трэш не в развлекательных, как простодушные коллеги, вроде Ивана Шамана или Артема Марта, но в идеологических, типа как "серьезных" целях. Это неожиданное переключение регистра привлекает многих читателей, и даже некоторых критиков заставляет говорить о прозе Пелевина всерьез. Вот даже и меня. А что!
"Их либе ясность. Я. Их либе точность.
Их бин просить не видеть здесь порочность"

Источник

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: