Все новости
КНИГИ
5 Августа 2022, 10:49

Танатопат-самоучка

1. Роман Саши Филипенко "Кремулятор" - это, по обыкновению автора, "абличительный" фельетон, на сей раз направленный против (вот новость!) сталинщины. До этого от бывшего сценариста комедийных шоу и литературной надежды оппозиции доставалось кошмарным, с его точки зрения, России и Белоруссии современным. Теперь пришла пора поддеть режим из глубины. Перед нами монолог директора московского крематория предвоенных лет, практически на глазах которого злобные чекисты (а особенно конченый садист Блохин) расстреляли многие тыщи невинных людей. А он занимался утилизацией тел (кремулятор это какое-то устройство для измельчения костей). Среди прочего пришлось ему утилизировать тело любимой, невинно убиенной сталинской бандой (какой поворот!), ну и много кого, например Зиновьева и Каменева. Потом арестовали и его, само собой, не помиловали и перед нами голос из могилы.

2. Директор Нестеренко – фигура историческая. Да и вообще, как хвалится издательство, небезызвестная, а ныне прикрытая, организация на букву М. натащила автору несколько мешков....ээээ.... материалов, которыми он щедро пользуется, когда писать совсем уж не о чем. И тогда страницами идут распоряжения, реестры, приказы и прочее. Это хоть и нудно, но читать можно. Потому как все остальное – нескончаемый монолог, написанный в таком ерническом тоне, с хихиканьем и пришепетыванием, вызывает, натурально, стойкую неприязнь не столько к герою, как задумано, но
к автору. При недостаточном умении Филипенко обращаться с тонкостями стиля, выглядит все это пародийно - причем объект невольной пародии (или, говоря по простому, заимствования) ясен, как день. Конечно, Юз Алешковский, для которого такие монологи размером в книгу - фирменный прием.. Назову и непосредственный источник заемного вдохновения г-на Филипенко: роман Алешковского «Рука. Повествования палача». Не самая, на мой вкус, сильная вещь Алешковского. Но в сравнении с «Кремулятором» где все вяло, сбивчиво, без едкого Алешковского юмора и хитрых сюжетных поворотов – и «Рука» прямо «Анной Карениной» кажется.

3. И вот что еще крайне неприятно - какое-то детсадовское обсасывание темы смерти, разложения, трупов и т.п. Все, повторю, с хиханьками да хахоньками, потиранием потных ручонок. Танатопатия detected – то есть, как определяют исследователи, «завороженность современной культуры образами насильственной смерти», в самой запущенной форме. Хорошо по нынешним танатопатам, которых в культуре хватает, в свое время прошелся Михаил Елизаров в «Земле». Филипенко поставил свое автосркое расстройство на службу борьбы с режимом. Если так нравится писать «про трупики» и с наслаждением описывать стадии разложения, почему бы не использовать это в «абличении» сталинщины?

4. Идеологически, конечно, тут все кристально ясно. Вот, например, описание осени 1941 года. Фашисты под Москвой, а что же в городе? А вот что: «Гитлер приказывает выслать своим солдатам парадную форму, и, пока одни жители столицы учат первые немецкие словосочетания: «Guten Tag!», «Wie ist Ihre Stimmung?» и «Heil Hitler!», – другие набивают помойки портретами всесильных Ленина и Сталина. От наскоро сжигаемых документов чернеет земля, и самый частый звук теперь хруст – не снега, но разрываемых партийных билетов». Ну-ну.

5. Вообще, по отношению к этому творению хочется употреблять уменьшительные формы. Не фельетон, а фельетонец; не стиль, а стилик; не автор, а... . Вот вам образец «стилика» «Верно ли прожита твоя жизнь, старик, если, истоптав пятьдесят пять лет, ты вдруг оказываешься в чреве казенной гусеницы, что через всю страну, то сжимаясь, то дергаясь вперед, тащит тебя к месту нового допроса? Правильно ли отыграна твоя пьеса, соколик, коли в столь приличном возрасте ты путешествуешь поездом, в котором шипит не шампанское, а подыхающий человек?..» Сравнение шампанского с подыхающим человеком – как, однако, тонко!

РЕЗЮМЕ При всем том «Кремулятор» написан бойко, отмечен положительными рецензиями, а также и премиальным жюри престижной награды. Хоть в финал не попал, как одна из предыдущих вещей Филипенко «Возвращение в Острог», не менее характерная. Та, помнится, получила еще и приз зрительских симпатий. Ну и вообще 38-летний автор наградами не обижен. Поди, получит что-нибудь и ЭТО. У издательства "Время", где вышла книжка, едва ли не весь каталог таков.
Автор:Михаил Гундарин
Читайте нас: