Все новости
КНИГИ
7 Мая 2022, 11:00

Эмигрантский кисель

1. «Троя против всех» - заунывный роман лауреата премии НОС Александра Стесина о кризисе среднего возраста. Стесин прославился (среди жюри упомянутой премии) своими полубайками-полуколонками (типа для «Сноба»-«Эсквайра») о повседневной жизни эмигрантов и врачей, а особенно эмигрантов-врачей. Они составили «Нью-Йоркский обход», его премиальную книжку (со стилистически сомнительным названием , о чем я писал), а также ее экспортный вариант – то же самое, но про Африку и Азию. Собственно, автор сам увезен ребенком в Штаты, сам работает врачом, сам был в Африке, про себя и писал на языке, носящем следы эмигрантского суржика.

2. «Троя» (понятно, выпущенная издательством НЛО) ознаменовала для ее автора новый уровень художественного обобщения. Во-первых, там не про Стесина, а про другого русско-еврейского американца, также ребенком увезенного в США, также впитавшего смешанную культуру, также работающего в Африке. Но – внимание! – не врача, а юриста. О! Во-вторых, с переменным успехом ведется единый рассказ о жизни страдающего от кризиса среднего возраста Вадима. Ну, то есть, периодически история разбивается на новеллы, но автор, спохватившись, неизменно возвращает ее в русло, довольно заболоченное, надо сказать. Вода (то есть история) движется по нему еле-еле. Киселеобразно.

3. Вот в чем несомненная заслуга Стесина: впервые, кажется, в русской литературе он подробно, с большим чувством (выгодно отличающимся от описанного в остальной части книги) воспел становление культуры музыкального хардкора в американском провинциальном городе Троя. Девяностые, разноплеменные подростки из американских низов, включая героя-рассказчика, Вадима, маленькие клубы, концерты и тусовки… Интересно, ей Богу! А если меня спросят, на кой русской литературе описание американской подростковой субкультуры 30-летней давности – отвечу: пусть будет. Мало ли, вдруг пригодится.

4. Все остальное, увы, читать невыносимо. Вадим живет в Анголе, мучается от того, что занят нелюбимой работой в крупной корпорации. От затянувшегося романа с одной русской эмигранткой, оставшейся в Штатах, от расставания с женой, тоже эмигранткой, тоже оставшейся в Штатах. Он вспоминает молодость, тот самый хардкор, даже создает группу, носящую заглавное название книги – но и тут его ждет неудача. Скучно! Даже так: СКУЧНО!! Длинные описания истории и современности Анголы, по стилю – почерпнутые из Википедии, не спасают. Жанровые сценки из африканской экзотики не тянут и не вытягивают. Кисель.

5. Стиль книги – никакой. В описании душевных страданий мистера В.Гольднера вообще провал. Про музыку поинтереснее, хоть и тоже заунывно. Примерно так: «Теперь, четверть века спустя, виднее, насколько странным местом была эта чернокостная, синеворотничковая Троя; насколько фанатичными были ее жители, ультраправые в штанах на подтяжках и берцах «Доктор Мартенс», ультралевые в джинсах-шароварах JNCO и холщовых кедах. Первые воспевали бойцовскую удаль рабочего класса, проповедовали любовь к огнестрельному оружию, ненависть к правительству, пытающемуся забрать у них это оружие, и прочую конспирологию… Вторых же волновали идеи социального равенства, гуманное отношение к животным, веганство, стрэйт-эдж и некоммерческое искусство. Музыка их связала, эти два полюса. Экстремальная музыка, благодаря которой все уживались под одной крышей». А! тут даже натужная попытка пошутить есть, вы увидели?

РЕЗЮМЕ: Поучительная история о том, что было у человека одно нормальное увлечение, да и того не сберег, превратился в какой-то кисель. В подтверждении этой мысли киселеобразно и написано. Примерно так же и о том же пишет еще более титулованный Александр Иличевский. Хотясочинения что Стесина, что Иличевского свидетельствуют об одном: псевдофилософичная полуэссеистика-полупроза сдохла, туда ей и дорога.

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: