Все новости
КНИГИ
21 Октября 2021, 14:00

Роман о воспитании императора (фантазии на тему Древнего Рима)

«Деций, преемник Араба. Книга первая. В деревне» – третий роман Айдаса Сабаляускаса о римских императорах (и вновь не в одной книге). До этого были романы о Галерии и Филиппе Арабе.

Айдас Сабаляускас любит Древний Рим и его правителей. Но, как заметил в своё время Лермонтов, «странною любовью». Герои его романов – не прославленные императоры, но, как правило, неудачники, вошедшие в историю как-то бочком и представленные потомкам в весьма сомнительном свете. Да и сам Рим выглядит несколько двусмысленно: с одной стороны – великая империя, с другой – период какой-то не слишком великий. А во время Диоклетиана, вполне удачливого и прославленного императора, героем романа оказывается не он, а его младший соправитель Галерий, описанный христианскими хронистами, а за ними и многими историками весьма непривлекательно.

О Филиппе Арабе мы твёрдо знаем, что он торжественно отпраздновал тысячелетие Рима и погиб в битве при Вероне против армии того самого Деция, которому посвящён последний роман. Но многие историки повторяют древнюю версию о том, что сам Филипп стал императором, отравив своего предшественника Гордиана Третьего. И хотя смерть Гордиана в бою подтвердили даже персы, историки в это не верят. При этом первым римским императором, погибшим в бою с чужеземцами, считается как раз Деций Траян.

Роман о Деции довольно резко отличается от предыдущих: весь первый том посвящён детству будущего императора – тому, о чём неизвестно ничего вообще. Галерий в романе о нём предстаёт соправителем Диоклетиана, и о его жизненном пути до этого момента встречаются лишь скудные сведения. Роман о Филиппе Арабе начинается в день его приезда в Рим после того, как он был провозглашён императором легионами, воевавшими в Персии. Деция мы видим подростком в Паннонии, видим таким, каким его рисует авторское воображение. И отсутствием не только исторических фактов, но даже легендарных упоминаний автор пользуется с удовольствием.

Глухая римская провинция предстаёт перед читателем в каком-то знакомом образе: древняя Паннония чем-то неуловимо напоминает отечественную глубинку.  Здесь, может быть, не царит бедность, но и с богатством явные сложности (отдельные «уважаемые люди», как-то связанные со столицей и грезящие о карьере для сына именно там, в Риме, не в счёт).

Отец будущего императора из этих самых «уважаемых людей», с виллой, где много самых разнообразных комнат (любящий римскую старину автор с удовольствием проводит читателя по ним, объясняя, что есть что), с немалой библиотекой, что было очень не дешёвым удовольствием, и с неизбывной тоской по «вечному городу» – столице империи и мира. Учитывая, что преномены будущего императора Деций и Мессий – древние осканские имена, историки предполагают, что его безымянные родители (во всяком случае – отец) происходили из аристократических семей. В качестве версии упоминается, что его отцом или родственником мог быть прокуратор Дакии Квинт Деций Виндекс. Так что мечты отца мальчика в романе о римской карьере сына вполне понятны.

А пока на страницах романа юный Деций решает свои подростковые проблемы, борется за первенство с местными мальчишками и постигает под руководством странного наставника, невесть откуда взявшегося грека Андроника, разнообразные науки и умения от поэтики до кулачного боя. И, разумеется, всё это сдобрено характерными для романов Сабаляускаса (это, можно сказать, визитная карточка автора) стёбом и приколами.

Герои романа постоянно говорят о вещах, событиях и людях в третьем веке нашей эры неизвестных. Цитируются стихи поэтов, которые родятся почти через две тысячи лет, обсуждаются научные достижения, до которых надо дожить ещё веков 10 – 12. Наиболее характерен в данном случае эпизод, когда нанятый отцом главного героя «тренер по литературе», оказавшийся явным прохиндеем, неожиданно упоминает в весьма бессвязном монологе Путина и Медведева. А на вопрос Деция, кто это такие, долго и не слишком вразумительно объясняет, что это его любимые виртуальные поэтические образы. Увы, будущий император не знает и того, что значит слово «виртуальные».

Современный читатель, в отличие от древнеримского подростка, разумеется, не будет спрашивать, что означает слово виртуальные, но само упоминание хорошо знакомых фамилий, наверное, его развеселит.

За пределами этой книги романа Гай Мессий Квинт Деций поедет в Рим, станет квестором и сенатором, наместником в двух провинциях, проявит себя честным и порядочным человеком, за что впадёт в немилость. Став правителем Рима, он примет тронное имя Траяна, считавшегося образцом идеального императора. Но это всё в следующей книге (или книгах). В этой же части романа мы узнаём, как автор представляет себе воспитание будущего владыки империи. Ему можно верить и не верить, но и то, и другое возможно лишь после прочтения первой книги романа. Читайте.

 

Об авторе рецензии:

Владимир Володин родился в 1951 году. Окончил филфак МГПИ им. В.И. Ленина. Преподавал в школе и институте. Работал в редакциях различных газет и журналов.

Автор:Владимир ВОЛОДИН
Читайте нас: