Все новости
КНИГИ
15 Сентября 2021, 15:39

Упражнение выполнено

"Грифоны охраняют лиру" - любопытное упражнение в стиле ("Под Набокова", хотя не все так однозначно) и жанре (альтернативная история, 50-е годы прошлого века, Россия, некогда, победившая большевиков сначала предстает утопией, а под конец книги скорее наоборот).

Автор, Александр Соболев, как сообщает нам Интернет, известный в определенных кругах антиквар, филолог и завсегдатай ЖЖ. Вот ровно все это в книге видно; всего этого многовато для настоящего романа. Стиль - это слабость, говорил один умный человек. Факт.

Итак, интеллигентный юноша Никодим ищет своего отца, таинственно исчезнувшего гениального писателя. Такой нехитрый прием позволяет автору развернуть картину прекрасного нового мира страны, обошедшийся без большевиков и больших войн. Там все мило и чуточку старомодно - это в Москве. А вот за ее пределами прямо ужас-ужас, дикость и стихия. Это придумано неплохо. Рассказано с иронией - в том числе и по отношению к "донору стиля".

Другое дело, что сами описания глубинки как-то проваливаются. Демонстрируя ограниченность "лирико-мистического модернизма" ВН. Тут Артем Веселый какой-нибудь нужен, а не автор "Других Берегов". "Он барчук, мы с тобою отбросы, улыбнись, на лице твоём слезы" - писал Борис Рыжий. Прав. Не всегда, но тут точно.

Проваливается и само действие. Видно, когда шутка зашла слишком далеко, и из этюда стало получаться нечто большее, автор не сразу понял, что с этим делать. Ну, так и бывает с "умышленными", "проектными" вещами . Зато неоднозначный финал вполне неплох. Даже трогателен. Отмечу прихотливый сатирический элемент -достается, например, литературной тусовке, раздаче премий "своим" и не своим, литературным карьерам и т.п. Есть смешные места. Возвращаясь к цитате Рыжего - улыбка есть, а вот слёз не хватает.

Вот образчик стиля. Цитата велика, но автор пишет длинными периодами, разрывать которые как-то жалко. "В естествознании есть одно замечательное упражнение, полезное для науки и занятное для ученого: огородить при помощи особой рамки ровно метр выбранной наугад земной поверхности, после чего провести полный, тотальный учет всего, что в этот квадратный метр попадет. И сколько же невидимых с первого взгляда существ и предметов там обычно оказывается! Несколько видов трав, десятки насекомых, многоножки и слизни, не говоря уже о простейших и прочих тихоходках. Конечно, вырванный светом круг Никодимовой квартиры был бы куда менее урожайным, и, наведя резкость на максимум, мы выявили бы лишь сонм кожеедов с пылевыми клещами, наших вечных спутников, но попали в него и более крупные объекты: что-то скомканное, кружевное, навзничь лежащее; пара туфелек удивительно маленького размера, жмущихся друг к другу, как напуганные мышки; видная из-под края одеяла очень светлая, почти белая, как будто мраморная, женская ступня; сидящий на краю кровати в позе мыслителя понурый Никодим."

РЕЗЮМЕ А вообще читать эту книгу уютно. Как домой возвращаешься, то есть в молодость. Она написана для меня. Вот Быков и Водолазкин не знаю для кого (хотя, увы, догадываюсь) - а это для меня. Что, при всех очевидных недостатках, "Грифонов" несомненно украшает.

 

Михаил ГУНДАРИН

Читайте нас: