В Уфе открылась выставка «Учитель и ученик»
Все новости
КИНОМАН
11 Сентября , 12:21

Любимое кино: Крестный отец (1972 г.)

«Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы – это просто титан кинематографа, блестящий бриллиант гангстерского кино и одна из самых знаковых работ режиссера. Фильм, о котором больше говорят, нежели чем его смотрят.

Кадр из фильма «Крестный отец»
Кадр из фильма «Крестный отец»

Растасканный по кадрам и цитатам, «Крестный отец» до сих пор остается вершиной криминального кино, а знаменитая фраза «ты просишь помощи, но ты просишь без уважения, ты даже не называешь меня крестным отцом» в недавнее время прочно вошла в массовую культуру в виде мема. Кстати, это самое «уважение» чуть ли не самое употребляемое слово в кинокартине и позже мы узнаем почему.

Криминальная сага, повествующая о нью-йоркской сицилийской мафиозной семье Корлеоне. Фильм охватывает период 1945-1955 годов.  За этот период, в семье, где во главе Вито Корлеоне, в невероятном исполнении Марлона Брандо, наметится целый ряд потрясений, и вот уже сыну Майклу приходиться решать – будет ли он стоять во главе семьи или нет. Впрочем, бессмысленно пересказывать сюжет этой картины. Тем более, что это экранизация одноименного романа Марио Пьюзо. Можно сказать, почти дословная, с некоторым рядом допущений и сокращений. Сам фильм буквально спас Пьюзо от разорения, а продюсеры пророчили самому фильму провал – как бы не так. Фильм не просто выстрелил, а буквально поменял полярность жанра гангстерского фильма. Неудивительно, что после «Крестного отца» на экраны просто посыпались картины подобной направленности, например «Лицо со шрамом» Де Пальмы (хоть это и ремейк, но в духе времени) или «Славные парни» Скорсезе.

«Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться».

Здесь прекрасно все. Музыка Нино Роты, которая узнается буквально с первых нот. Авторская мысль, подкрепляемая сильными и брутальными сценами, а также, приемами монтажа. Одна из самых значимых сцен связана с параллельным монтажом крещения и массовых убийств. Ну, и конечно, какой же «Крестный отец» без Марлона Брандо и Аль Пачино. Обе роли невероятно знаковые, будто созданы прямо для них. На Брандо в роли Вито Корлеоне невозможно смотреть без восхищение и трепета – безусловно, лучшая его роль. И Аль Пачино, при кажущейся в начале отстраненности, выдает столь мощную игру, что понимаешь, что Коппола не ошибся в актере (а надо напомнить, что Пачино не был особо тогда известен). Теперь же Аль Пачино – это, безусловно, икона, настоящий «Крестный отец».

Кадр из фильма «Крестный отец»
Кадр из фильма «Крестный отец»
«Мужчина, забывший свою семью, не может называться настоящим мужчиной».

«Крестный отец» показал зрителю героев, которые никак не могли быть в центре повествования без должного уровня морали. Дескать, быть преступником – это плохо. Безусловно, и «Крестный отец» не сильно романтизирует данную структуру, показывая ее максимально жестоко, с большим обилием бессмысленных смертей. Но в то же время, показывает быт и нравы семьи, и тут мы с удивлением можем увидеть, что, несмотря на всю жестокость и беззаконие, это люди обладают определенным кодексом чести. Из уст и действий Вито Корлеоне выходят настоящие житейские мудрости, а «уважение» – это не просто слово в словаре, а реальная основа любых взаимоотношений. Относись с уважением к своему соратнику, и даже к врагу, и тогда есть возможность избежать чрезмерного кровопролития. Вито Корлеоне обладал этим, а Майкл – уже нет. Вито был хоть и жестоким, но расчетливым, а Майкл соединил в себе, наверное, самый жестокий тип правления. И это выводит нас к еще одной истине «Крестного отца»: власть развращает. Власть способна вытянуть из человека его темные стороны, и если это не приструнить правилами и жесткими принципами, все ввергнется в хаос. И конечно, вопрос семьи – это сплоченность, фундамент для каждого человека. Семья – это не только мама и папа, семья – это преданные люди и семью никак нельзя подвести.

Кадр из фильма «Крестный отец»
Кадр из фильма «Крестный отец»
«Я не люблю насилие, Том. Я бизнесмен. Кровь — непозволительная роскошь».

«Крестный отец» стал хитом, что породило еще два продолжения. Да, и роман Марио Пьюзо стал бестселлером. И до сих пор, «Крестный отец» – вершина творчества Копполы, эпическая криминальная сага, каких сейчас уже не снимают в таком качестве, как в те времена. Безусловно, для такого фильма не нужно много слов, нужен непосредственно просмотр, ибо это фильм, который знают практически все, даже если его никогда не видели полностью. А там есть на что посмотреть: прекрасная режиссура, блестящие актерские работы, интересная история (некоторые считают ее затянутой, но я другого мнения) и великолепная музыка.

Автор: Егор Окунев
Читайте нас: