В нашем городе Уфе бродит много творческих сил. Сначала у нас был театральный бум, я в 2017 году насчитала 26 театральных образований – студий и народных театров. Теперь, неким образом, творческая среда перетекла в кино. За время пандемии мы все много его смотрели. И много смотрели внутрь себя. И режиссер короткометражного фильма «Ананас» Дилара Галеева решила снять свой взгляд, обращенный назад на 1999 год, взгляд, обращенный на свое детство. Каждый крупный писатель в России – и не только в России – когда-то начинал свой дебют книгой «Детство».
Фильм «Ананас» – историческая ретроспектива о таком близком недавнем прошлом. Но близок локоть да не укусишь, даже не весь реквизит смогли найти правильный: в руках у дедушки современная цифровая камера, а не пленочная с кассетой. Не удалось найти аутентичную.
На экране семейный Новый год, дети ждут терпеливо, когда им дадут попробовать диковинный фрукт. А взрослые всё обещают и обещают – то после гуся, то после выступления президента. Естественно, после знаменитой фразы Ельцина – «я устал, я ухожу» мысли взрослых сбились и им не до ожиданий детей некоторое время. Нам не показали, о чем говорили взрослые после этого знаменитого выступления, но ведь те из зрителей, кто постарше, вспомнят это время сами. Дети же ждут волшебного ананаса. Знаете, есть такие ролики «ожидания/реальность» – ожидание прекрасного платья с рекламы али-экспресса и реальность надевания невнятной обновки, когда платье получено. И игра на ожидании и реальности. Дети ожидают чуда, а реальность что? Они встречает их корками от ананаса. Они заснули, и взрослые их пожалели будить…
Два типа детей, как два типа людей. Один ребёнок твердо уверен, что надо брать все в свои руки, и он прекрасно просчитывает ситуацию, но ему не дали самому надрезать ананас. А второй ребенок – прекраснодушная девочка верит всем обещаниям взрослых, они же мудрые, они знают, когда правильно есть ананас.
И многие из нас были прекраснодушны и верили в том далёком прошлом посулам, как эта девочка «я вам говорила, что не забудут и всё такое, просто надо потерпеть». Это все мы. Все ждали, когда нам говорили потерпеть и всё будет. И в результате мы могли только «лупить» снеговика и это всё, что мы могли сделать от разочарования и бессилия что-либо изменить.
В этом фильме мне не понравился нереальный конец. Возможно, в истории автора и был волшебный грузовик, из которого посыпались ананасы на её улице. Но в действительности, скорее всего, угощали бы детей печеной картошкой и утешили их этим. Дети удивительно гибки и отходчивы, но помнят некоторые острые моменты всю жизнь.
Фальшивый только хэппи-энд – отец стреляет в воздух, а из уезжающей машины выпадает аж три ананаса. Но в реальности, в которую мы пришли повзрослев, никаких божественных даров нет – и этот вывод и сама автор фильма подтверждает реакцией героини, когда та, наконец, откусила неведомый плод.
Но мне понравилась сжатость и эмоциональная передача – фильм длится всего 13 минут, а сколько всего успела юная Дилара нам показать. Буду ждать от режиссера Галеевой фильма про отрочество. Как и положено по классике. Каждому человеку есть, что рассказать о своем детстве, отрочестве и юности. И хорошо начинать это делать в молодости, когда живы ещё непосредственные эмоции, а не только тени воспоминаний о канве истории. И режиссеру удалось хорошо поработать с юными актерами, та атмосфера детской веры была настолько убедительно передана, что все мы вспомним кусочки своих подобных детских историй об ожидании и реальности. А это значит, что кино вернуло нас в ту жизнь, в ту реальность, сработало как машина времени и мы вынырнули из текущего хронопотока где-то в былом и вроде минувшем, но всё равно внутри нас живом личном островке чудес. Улыбнулись, взгрустнули, и пошли устраивать праздник для своих детей.