Учитель Магомед Асадулаев уверенно говорит: «К 40 годам человек приходит к тому, к чему он расположен». Герой фильма «Возвращение» режиссера Индиры Черджиевой (г. Владикавказ) работал врачом-стоматологом до того, как к нему пришла идея построить в высокогорном селе школу-пансионат «Наследие».
Село Тлондада, где Магомед вырос сам и решил запустить образовательный проект, находится в Дагестане, и в нем осталось всего двадцать семей. Местная школа опустела, но Магомед решил набрать детей из разных уголков республики, привнести новую жизнь в село. В пансионат приезжают за всесторонним развитием и дисциплиной, и школьники проходят предварительное собеседование, прежде чем получить возможность здесь учиться. Если нарушаешь дисциплину – получаешь минусы. Когда минусы накапливаются – отрабатываешь их ручным трудом: помогаешь местным жителям по хозяйству, например.
Мы видим, что Магомед Асадулаев точно следует, если можно так выразиться, некой внутренней философии, которую и сам, будучи ребенком, усвоил от деда – любовь и строгость. В учениках поощряются лучшие качества, от учебы ничто не отвлекает: никаких социальных сетей. Главный принцип героя фильма «Возвращение» – «жить человеческой жизнью». Жить, разговаривать, учить – по-человечески. Достойный подход, ведь не только учеба, но и сама жизнь, другие люди, местная природа открываются ученикам Магомеда Асадулаева.
После просмотра зрители пообщались с режиссером-документалистом, автором фильма Индирой Черджиевой. Несколько комментариев от режиссера:
«Они очень самодостаточные люди, я называю это «универсальный человек». Наверное, документалисты поймут, о чем я говорю: когда сам корову подоил, сам детям математику преподал, сам выращиваешь свою еду. В свой проект он (герой фильма) свои собственные деньги вкладывал и что-то он своими руками начал там делать – пол (в школе): укорененный очень человек, и в то же время достаточно современно мыслит».
Режиссер-документалист Татьяна Соболева поделилась впечатлением от фильма «Возвращение»:
«Удивительный, конечно, герой. Потому что, пока смотрела, думала… вспоминала Паустовского, его жизнеописание о бытности в лицее, и вот это лицейское братство и те учителя, педагоги, которые делали из них людей и как в коллективе все-таки не уживались люди, которые были… были некоторые: человек «с гнильцой» – или он исправляется, или он там не живет. Потом Макаренко (…) И я удивлена, что есть такие люди, такие проекты. Благие люди!»
_____
Справка:
5 декабря, на научно-практической конференции «Башкирская документалистика», в зеленом зале уфимского кинотеатра «Родина» неигровые фильмы представили режиссеры-документалисты Татьяна Соболева (Москва) и Индира Черджиева (Владикавказ).