В череде ноябрьских событий, в угоду несостоявшейся зимы, в кинотеатре «Родина» 25 ноября прошёл кинопоказ. Два фильма из Казахстана – «Операция «Набат»» и «Кара кыз» («Смуглянка»). Как все обратили внимание, зал был заполнен зрителями основательно, под завязку. Пришлось служащим кинотеатра принести ещё стулья, дополнительно. Ну, не стоя же смотреть, в конце концов.
Но скажу пару слов, строк, абзацев о первом кинофильме. Конкретно про «Набат» режиссёра Рашида Сулейменова. И как заявлено, он снят по реальным событиям, что уже разжигает прелюбопытный интерес… обязано разжигать. Глядя на афишу, проснулся всё-таки скепсис размером с арбуз. Никак боевик?! Нагляделись в своё время на видеокассетах, и тут… Зачем? Три культурных дня и вдруг боевой замес, кровь лужами течёт (наверное). Чихвостили меня же самого не скупо мысли, тревожили спинной мозг. Ладно, одним глазиком посмотрим, авось не расчихаюсь от происходящей жести.
Для начала общая канва сюжета – захвачен беглыми заключёнными автобус «Икарус» с пассажирами в феврале 1992 года, следовавший по маршруту Кызылорда – Сарыагаш в Казахстане. И сотрудники милиции, совместно с военной спецгруппой (правопреемник регионального отделения спецподразделения «Альфа» КГБ СССР) пытались освободить заложников. Невольно вспомнился старый «куцехвостый» фильм тех лет «Взбесившийся автобус», где в главных ролях сверкали Игорь Бочкин и Анна Самохина. Ведь та советская кинокартина тоже снята по реальным событиям. М-да! Времечко, времечко всегда что-то с тобою не так… кавардак.
Критичная и тяжеловесная ситуация «заложник и преступник» варьируется, как правило, на двух гранях: то жизнь, то смерть. Кто-то должен погибнуть, что собственно, и добавляет градус напряжённости, накала. Изначально видно, что беглые далеко не ангелы, двое из них – смертники, приговорённые к высшей мере наказания, а значит, им терять нечего. Они готовы всё крошить на своём «весёлом» пути. Да, хочется добавить пресловутую, заезженную фразу: «Ну и рожа!..», у них как бы. И за километр заметно, что они из себя представляют… на лбу написано.
Но перейдём к другому, робкому, что ли, лагерю. Пассажиры автобуса со своими семейными проблемами, по случаю обстоятельств, оказались не в том месте и не в тот час.
Поражает до глубины души, в процессе просмотра кинокартины, возникшая из ничего сплочённость среди заложников. Никто не тянет на себя одеяло, пытаясь урвать выгодную для себя позицию. Когда была возможность кому-то уйти из автобуса, в ходе переговоров между милицией и преступниками, ни один не оставил других… чужих в беде. Маленький казахский актёр лет семи-восьми (скуп оказался интернет относительно данного фильма – мало информации), персонаж и вовсе продемонстрировал всем не дюжую храбрость. Квинтэссенция человека, тонкая чистая сущность делает человеком.
И сами преступники, пусть отморозки и изверги, их пальцы уже достаточно обагрены кровью. Однако и здесь в «омуте чертей, дьяволов» нашлось крохотное зернышко милосердия, если это можно таковым назвать. Не знаю, как в реальности происходило в те лихие годы, но я вижу, во второй половине казахского фильма преобладает жизнь и человеколюбие, пусть и дозировано. И дикий зверь будет скулить от жалости… И холод, случается, преобразовывается в пар, эфирный и тёплый.
Когда-то били в набат, извещая население о надвигающейся беде или просто типичное требование о сходке. И фильм тоже в каком-то смысле бьёт в набат: «Люди очнитесь! В вас ещё имеется капля всего разумного, доброго!» И в кризис отчаяния, в моменты страха и ужаса, утери всяких надежд всегда остаётся что-то, что вынуждает нас ещё дышать, жить.