А сколько надежд я связывал с этим фильмом... "Дюна" Фрэнка Герберта - один из моих любимейших романов, доказавших, что фантастика и философия идут рука об руку. Сей шедевр, повлиявший - внимание! - на "Звездные войны", неоднократно пытались экранизировать: в далёкие восьмидесятые попытку предпринял не кто-нибудь, а Дэвид Линч. Несмотря на мощный актерский состав (Макс фон Сюдов, Патрик Стюарт, Юрген Прохнов, Стинг, Шон Янг, дебютировавший Кайл Маклахлен, будущая звезда "Твин Пикса") и заявленный масштаб, фильм исказил роман настолько, что был обруган и поклонниками, и критиками. Позже вышли два малоизвестных сериала по мотивам вселенной, и вот очередь дошла до Дени Вильнева - с моей точки зрения, не самый удачный выбор режиссера, учитывая, что он сделал с тем же "Бегущим по лезвию" (да и остальные фильмы не блещут качеством)...
Как и в фильме Линча, в новой "Дюне" собрался на редкость убойный и столь же на редкость удачный актерский состав. Атрейдесы берут маскулинностью - чего уж стоит появление в одном кадре Оскара Айзека, Джоша Бролина, который наконец-то лишился компьютерного грима, и Джейсона Момоа... Харконненов тоже не обделили - тут и Дэйв Батиста, и абсолютно неузнаваемый в роли барона Владимира Стеллан Скаргаард, и столь же неузнаваемый Дэвид Дастмалчян. Фрименов в фильме возглавил Хавьер Бардем. Зендае роль Чани подходит куда больше, чем Эм-Джей в "Человеке-пауке". Ребекка Фергюсон сдержанно прекрасна... И, как ни странно, очень понравился Тимоти Шаламе в главной роли - мало того, что идеально подходит под описание Пола Атрейдеса, так ещё и поведение его передал в точности. Единственным желанием "попасть в повесточку" стало изменение пола персонажа Лиет-Кайнс: в книге это был мужчина, а здесь - темнокожая женщина, но это можно простить по той причине, что Лиет-Кайнс в книге был не столь важным персонажем. А вот чего нельзя простить режиссеру, так нежелание дать актерам полностью раскрыть себя - мало того, что сцены внезапно прерываются, толком не закончившись, так ещё и отвратительный монтаж напрочь уничтожает старания состава...
Второй серьезный минус - фильм вообще толком ничего не объясняет. Да, "Дюна" имеет свой язык, свою историю и свою специфическую терминологию, а потому поклонникам и просто читавшим будет понятно, кто такой, к примеру, Квисатц Хадерах. Все остальные будут сидеть и думать, откуда что берется и что вообще происходит - двух строчек в начале и намеков в диалогах недостаточно... А фильм-то снимался для всех!
Но то, что меня попросту возмутило - излишняя визуализация. Да, картинка красивая - в некоторых местах и вовсе роскошная... Но режиссер увлекся, из-за чего "Дюна" стала похожа на компиляцию разнородных музыкальных клипов, при этом лишившись намека на общий сюжет. Опять же - сделать иную нарезку, и получится великолепный клип на песню той же Orphaned Land (израильская группа, играющая ориентал, или восточный, метал)... Но экшн-сцены вышли отвратительными, действия в фильме практически нет, а вместо этого - рефлексия режиссера по всему красивому и пародии на снайдеровские сцены с Бэтменом. Два с половиной часа тянулись так долго, что я почти засыпал... Я понимаю, что "Дюна" - очень сложный для экранизации роман, но ведь при желании можно было часа в три поместить весь роман! А тут толком даже до половины не дошло - Пол окончательно был принят фрименами, и все! Самое интересное-то дальше...
В общем, я расстроился. Красивый графический аттракцион, лишенный смысла романа. Самое смешное, что при этом Вильнев критикует кинокомиксы! Да, среди них есть неудачные, но в целом они балансируют между сюжетом, картинкой и смыслом... В "Дюне" же этого нет. И продолжение я смотреть не буду.
Баллы: 5 из 10 (только за старания прекрасного актерского состава!)