"Аннетт" Лео Каракса - эффектный постмодернистский мюзикл, этакая впечатляющая центрифуга, перемешивающая все на свете образы и смыслы. Некоторые кадры фильма, кажется, теперь не забудешь никогда. И вместе с тем - это мелодраматичная, трогательная вещь, родня самым простым, "народным" жестоким романсам. Местами даже стилизованная под площадной, уличный театр.
Как Караксу удалось совместить одно с другим теоретически понятно, но реальный результат непостижимо прекрасен. Ну, не зря режиссера уж 35 лет , со времён "Дурной крови" многие считают гением. "Аннетт" всего пятый полнометражный фильм в его карьере. Итак, оперная певица Энн (Марион Котрийар) и жёсткий стендап-комик Генри (Адам Драйвер) любят друг друга (эротические сцены хороши и откровенны - герои ещё и петь умудряются!), у них рождается дочь - Аннетт. Но Генри становится всё более мрачным, бездна забирает его душу (это сентенция из фильма) - и он превращается в убийцу... Не буду спойлерить, хотя, конечно, спойлеры для этого фильма не слишком страшны.
Виртуозное изображение то предельно реалистично, то переносит нас в некий крайне условный оперный мир, и мы словно среди декораций. Это все же мюзикл, его авторы - классики интеллектуального рока группа SPARKS. И хотя на классические мюзиклы все это похоже весьма мало (кроме откровенно пародийных мест, вроде судилища в духе MeeToo - есть там и такое), здесь есть вполне запоминающиеся мелодии. Ну и чего греха таить - на рассказанную трагическую историю накладывается личная история режиссера: его спутница и муза Екатерина Голубева несколько лет назад была найдена мертвой, и обстоятельства остались туманными. Говорили и о причастности Каракса к ее таинственной смерти... И дочь экранной пары, Настя, даже появляется здесь в эпизоде. Ей и посвящен фильм.
В общем, к такой "эксплуатации" можно относиться по разному, но масла в огонь зрительской увлечённости лентой она явно подливает. Что же до заглавной героини, то СПОЙЛЕР! живая девочка появляется в этой роли в самом финале, а до этого Аннетт - просто кукла, причем едва ли не деревянная. Чего упорно не замечают остальные персонажи, играющие с ребенком вот именно как с куклой. Метафора простая, но эффектная. Зато финальное превращение куклы в девочку - аттракцион, бьющий по эмоциям зрителей просто наповал. Видимо, можно согласиться с критиками, которые считают, что здесь Каракс кое-что почерпнул у Ларса фон Триера. Во всяком случае и мюзикл "Танцующая в темноте", и подчёркнуто театральный "Догвиль" вспомнятся при просмотре не раз и не два - как и множество других фильмов (например, "Орфей" Жана Кокто), мюзиклов, опер и даже комиксов.
Но главное, что Каракс все это превратил в цельное и очень эффектное зрелище. (Получившее приз за режиссуру на нынешнем Каннском фестивале, но тут это не главное). Кстати, доступен уже и саундтрек фильма от Sparks, прослушал с удовольствием. Чудесный дуэт Котрийар и Драйвера We Love Each Other So Much снова очень впечатлил.
Мой рейтинг 9/10