Мой Салават Низамутдинов
Все новости
КИНОМАН
20 Августа 2024, 15:00

Любимое кино: «Хранители» (2009 г.)

В то время, когда фильм вышел в прокат, российский зритель, наверно, был менее готов именно к такой картине.

Помню, что люди во время просмотра возмущенно покидали зал, а сам я вышел из кинотеатра по окончанию фильма абсолютно потрясенный. Еще бы, российскому зрителю, пресыщенному супергеройским кино (а в том момент на него была мода) и не знакомому с оригиналом Алана Мура, было очень тяжело увидеть совершенно мрачную и кровавую картину.

«Хранители» – графический роман поистине культового статуса, но за рубежом, тогда как у нас о нем знали лишь единицы. Вполне понятно изумление зрителей, очарованных рекламой: они пришли на очередное массовое кино, а получили что-то совершенно иное.

«И с каждым днём будущее кажется чуть мрачнее, а вот прошлое, со всей грязью, что там была, – светится всё ярче».

Экранизация графического романа Алана Мура и художника Дэйва Гиббонса «Хранители» (Watchman) была делом продолжительным. Права были приобретены еще в 1986, и за это время переходили из рук в руки – от одного режиссера к другому. Долгое время считалось, что экранизировать «Хранителей» просто невозможно, в частности из-за объема информации и сложности спецэффектов. Сам Алан Мур был категорически против всяческих экранизаций, повторяя тезис что «комикс и кинематограф – вещи несовместимые». Пока проект не попал в руки молодому режиссеру Заку Снайдеру, который уже прорвался в массовый кинематограф с большим успехом фильмами «Рассвет мертвецов» и экранизацией комикса Миллера «300». Перед Снайдером, конечно, стояла невероятная задача, и, как мне кажется, он ее выполнил, хоть чуть сократив и поменяв оригинал, но оставив весь дух и общее настроение романа. Впрочем, после выхода фильма впечатление у зрителей были неоднозначные. А Алан Мур продолжал говорить, что даже смотреть фильм не будет ни при каких условиях, несмотря на благоприятные заверения режиссера. Ну прям как Роршах: никаких компромиссов, даже перед лицом Апокалипсиса.

В «Хранителях» Алан Мур, а в фильме теперь уже и Снайдер, провели деконструкцию супергероев. По сути, это обыкновенные люди, наряженные в костюмы, прячущиеся за масками и вершащие правосудие. Из них всего один реально обладает сверхъестественными способностями – Доктор Манхеттен. На дворе стоит 1985 год, и супергерои под запретом: кто-то ушел на покой в обыденную жизнь, кто-то, как Роршах, продолжает свое дело уже из подполья, а кто-то работает на правительство. А мир тем временем находится на пороге ядерной войны и кто-то начинает охоту за бывшими героями. Первым пал Эдвард Блейк, он же «Комедиант». Расследование заведет бывших «масок» на порог величайшего заговора, в котором выяснится, сколько стоит выживание человечества и какой ценой оно достигается.

«Когда человек хотя бы раз видит черную изнанку общества, он больше никогда не обернется к ней спиной. Не притворится, что ее не существует, кто бы ни приказывал ему обернуться. Мы делаем это не потому, что это дозволено, мы делаем потому, что должны. Мы делаем это потому, что вынуждены».

Чем мне нравятся «Хранители», так это умелым сочетанием действительно умного материала и зрительского эффектного кино. Показать изнанку благородного и раскрашенного супергеройского мира, который нам внушают страницы комиксов, особенно в период расцвета жанра – это довольно смело. Показать этих самых героев нашего восхищения людьми слабыми, подверженными порокам, жестокими, а по сути, убрать их маски и изобразить самыми обыкновенными людьми, которые, снимая костюм, перестают быть значимыми и обладающими какой-либо силой и властью. Конечно, зритель к такому повороту вряд ли будет готов. «Хранители» – невероятно мрачное, жестокое и бескомпромиссное кино, которое начисто срывает блеск с геройского жанра.

«Хранители», конечно, уходят далеко за рамки обыкновенного зрительского фильма, напичканного спецэффектами. И тут мнения зрителей делятся: нелегко смотреть такую картину, когда желаешь просто развлечься. Основа Алана Мура поднимает много этических тем планетарного масштаба, которые, конечно, сложно уместить в формат фильма. Но и как самостоятельная картина, она все же работает вполне без знания оригинального комикса: все вполне понятно, только сокращено. Поэтому, для более детальной истории персонажей, рекомендовано все же обратиться к первоисточнику. Все же персонажи, несмотря на подсокращенную их историю, получились очень яркими и запоминающимися – каждый из них обзавелся своим экранным временем, и никто не остался в стороне.

«Жизнь, полная насилия, насилием и заканчивается»

Ценой скольких жизней можно предотвратить глобальную катастрофу? А самое главное – какими методами воцариться мир на Земле, и сможет ли кто-то жить с этим знанием? Достойно ли вообще человечество на существование, если даже супергерои творят бесчинства? «Хранители» Зака Снайдера – это действительно слом того, что мы видели и знаем о жанре, который задается гораздо серьезными вопросами. Проделана действительно титаническая работа над невероятно сложными материалом, выполненная в целом бережно, хоть и не без допущений и самостоятельных авторских фишек. Так, Снайдер в угоду зрелищности повысил способности героев, добавил целую массу эффектных драк и свой любимый эффект замедления, но в целом обработал материал с минимумом потерь. В то же время сделал это очень стильно (вспоминаем хотя бы знаменитые титры, которые уже стали фирменной фишкой Снайдера), наполнил фильм замечательным саундтреком с составом Боба Дилана, Джимми Хендрикса и других.

«— Что стало с американской мечтой? — Что стало с американской мечтой?! Она стала явью. Разуй глаза...»

Конечно, Алан Мур в целом прав: кино и комикс – вещи разного порядка, но зато он мог бы быть благодарен, что популярность комикса «Хранители» резко возросла после выхода фильма. Фильм провалился в прокате и оказался неоднозначным, но культовый статус все же приобрел. А мы имеем еще один пример хорошей экранизации: да, не без недостатков, но действительно хорошей.

«Хранители» показали, что Снайдер заметно вырос в плане кино, смог задаться серьезными вопросами, не побоялся столь массивного материала и неприятия фанатов, и отнесся к оригиналу столь бережно, насколько смог. А зритель имеет возможность, если хотя бы и не читать, то быть в курсе, что комиксы – это не только летающие по воздуху парни и девушки в обтягивающих костюмах, а просто люди, которые очень похожи на нас. А возможно, и даже хуже нас. 

Автор:Егор Окунев
Читайте нас: