Помню, что люди во время просмотра возмущенно покидали зал, а сам я вышел из кинотеатра по окончанию фильма абсолютно потрясенный. Еще бы, российскому зрителю, пресыщенному супергеройским кино (а в том момент на него была мода) и не знакомому с оригиналом Алана Мура, было очень тяжело увидеть совершенно мрачную и кровавую картину.
«Хранители» – графический роман поистине культового статуса, но за рубежом, тогда как у нас о нем знали лишь единицы. Вполне понятно изумление зрителей, очарованных рекламой: они пришли на очередное массовое кино, а получили что-то совершенно иное.
Экранизация графического романа Алана Мура и художника Дэйва Гиббонса «Хранители» (Watchman) была делом продолжительным. Права были приобретены еще в 1986, и за это время переходили из рук в руки – от одного режиссера к другому. Долгое время считалось, что экранизировать «Хранителей» просто невозможно, в частности из-за объема информации и сложности спецэффектов. Сам Алан Мур был категорически против всяческих экранизаций, повторяя тезис что «комикс и кинематограф – вещи несовместимые». Пока проект не попал в руки молодому режиссеру Заку Снайдеру, который уже прорвался в массовый кинематограф с большим успехом фильмами «Рассвет мертвецов» и экранизацией комикса Миллера «300». Перед Снайдером, конечно, стояла невероятная задача, и, как мне кажется, он ее выполнил, хоть чуть сократив и поменяв оригинал, но оставив весь дух и общее настроение романа. Впрочем, после выхода фильма впечатление у зрителей были неоднозначные. А Алан Мур продолжал говорить, что даже смотреть фильм не будет ни при каких условиях, несмотря на благоприятные заверения режиссера. Ну прям как Роршах: никаких компромиссов, даже перед лицом Апокалипсиса.
В «Хранителях» Алан Мур, а в фильме теперь уже и Снайдер, провели деконструкцию супергероев. По сути, это обыкновенные люди, наряженные в костюмы, прячущиеся за масками и вершащие правосудие. Из них всего один реально обладает сверхъестественными способностями – Доктор Манхеттен. На дворе стоит 1985 год, и супергерои под запретом: кто-то ушел на покой в обыденную жизнь, кто-то, как Роршах, продолжает свое дело уже из подполья, а кто-то работает на правительство. А мир тем временем находится на пороге ядерной войны и кто-то начинает охоту за бывшими героями. Первым пал Эдвард Блейк, он же «Комедиант». Расследование заведет бывших «масок» на порог величайшего заговора, в котором выяснится, сколько стоит выживание человечества и какой ценой оно достигается.
Чем мне нравятся «Хранители», так это умелым сочетанием действительно умного материала и зрительского эффектного кино. Показать изнанку благородного и раскрашенного супергеройского мира, который нам внушают страницы комиксов, особенно в период расцвета жанра – это довольно смело. Показать этих самых героев нашего восхищения людьми слабыми, подверженными порокам, жестокими, а по сути, убрать их маски и изобразить самыми обыкновенными людьми, которые, снимая костюм, перестают быть значимыми и обладающими какой-либо силой и властью. Конечно, зритель к такому повороту вряд ли будет готов. «Хранители» – невероятно мрачное, жестокое и бескомпромиссное кино, которое начисто срывает блеск с геройского жанра.
«Хранители», конечно, уходят далеко за рамки обыкновенного зрительского фильма, напичканного спецэффектами. И тут мнения зрителей делятся: нелегко смотреть такую картину, когда желаешь просто развлечься. Основа Алана Мура поднимает много этических тем планетарного масштаба, которые, конечно, сложно уместить в формат фильма. Но и как самостоятельная картина, она все же работает вполне без знания оригинального комикса: все вполне понятно, только сокращено. Поэтому, для более детальной истории персонажей, рекомендовано все же обратиться к первоисточнику. Все же персонажи, несмотря на подсокращенную их историю, получились очень яркими и запоминающимися – каждый из них обзавелся своим экранным временем, и никто не остался в стороне.
Ценой скольких жизней можно предотвратить глобальную катастрофу? А самое главное – какими методами воцариться мир на Земле, и сможет ли кто-то жить с этим знанием? Достойно ли вообще человечество на существование, если даже супергерои творят бесчинства? «Хранители» Зака Снайдера – это действительно слом того, что мы видели и знаем о жанре, который задается гораздо серьезными вопросами. Проделана действительно титаническая работа над невероятно сложными материалом, выполненная в целом бережно, хоть и не без допущений и самостоятельных авторских фишек. Так, Снайдер в угоду зрелищности повысил способности героев, добавил целую массу эффектных драк и свой любимый эффект замедления, но в целом обработал материал с минимумом потерь. В то же время сделал это очень стильно (вспоминаем хотя бы знаменитые титры, которые уже стали фирменной фишкой Снайдера), наполнил фильм замечательным саундтреком с составом Боба Дилана, Джимми Хендрикса и других.
Конечно, Алан Мур в целом прав: кино и комикс – вещи разного порядка, но зато он мог бы быть благодарен, что популярность комикса «Хранители» резко возросла после выхода фильма. Фильм провалился в прокате и оказался неоднозначным, но культовый статус все же приобрел. А мы имеем еще один пример хорошей экранизации: да, не без недостатков, но действительно хорошей.
«Хранители» показали, что Снайдер заметно вырос в плане кино, смог задаться серьезными вопросами, не побоялся столь массивного материала и неприятия фанатов, и отнесся к оригиналу столь бережно, насколько смог. А зритель имеет возможность, если хотя бы и не читать, то быть в курсе, что комиксы – это не только летающие по воздуху парни и девушки в обтягивающих костюмах, а просто люди, которые очень похожи на нас. А возможно, и даже хуже нас.