Король ужасов Стивен Кинг, помимо книжного Олимпа, уже давно вольготно чувствует себя в Голливуде: его произведения подвергаются частой экранизации, он сам снимает фильмы и пишет сценарии. Достойных переложений текста на экран в его копилке довольно-таки много, но больше всего Кингу повезло с режиссером Фрэнком Дарабонтом, который умудряется делать фильмы по его книгам на невероятно высоком уровне. Как-то неожиданно они оба совпадают, хотя, в случае Дарабонта, его интересует прежде всего человек, а не монстры и потусторонние сущности.
«Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля» не те леденящие кровь истории от мастера ужасов, да и хоррором чаще там и не пахнет, но именно эти фильмы стали эталоном, а «Побег из Шоушенка» считается чуть ли не самым лучшим фильмом в истории кино, что не сходит с верхних строчек Топ-100 Кинопоиска.
«Мгла» – экранизация повести Стивена Кинга «Туман», где уж без монстров совсем обойтись нельзя. Необъяснимый по природе туман окутывает город и запирает в изоляции супермаркета определенное количество людей. Казалось бы, чего людям бояться тумана, если не тот факт, что в этой непроглядной белой мгле есть что-то и далеко не из нашего мира. Что-то кровожадное и жуткое.
«Мгла» – это не столько фильм ужасов, сколько энциклопедия поведения человека в условиях экстремальной ситуации. Еще Джордж Ромеро в «Рассвете мертвецов» поставил человечество в условия вымирания, где Ноевым ковчегом служил торговый молл, а внутри разворачивалась настоящая жизнь вкупе с беззаконием, что в результате нашествие зомби стало наименьшей проблемой. Во «Мгле» все почти то же самое, только уровень неизвестности и паники здесь все же выше: человечество действительно столкнулось с угрозой, происхождение которой неизвестно. Как и неизвестно, есть ли опасность в тумане и какую территорию он покрыл. Потихоньку – от неверия до полной убежденности в реальной угрозе – люди проживают, запертые друг с другом, не имея возможности быть кем-то спасенными, не имея информации от внешнего мира, не обладая достаточным количеством оружия, и медленно, маринуясь сами с собой, рождают свою экосистему, которая может быть не менее опасной, чем притаившийся в тумане монстр.
«Мгла» довольно наглядно показывает, как человечество, в отсутствие законов и норм морали, начинает показывать свое истинное лицо. Как страх и беспомощность срывает маски цивилизации с лица людей, наглядно иллюстрируя, кто они на самом деле такие. Как разные ипостаси человеческой природы ведут к определенному выводу и финалу, который здесь не всегда однозначный. Здесь здравый смысл и рационализм столкнется с религиозным фанатизмом и пофигизмом, а выглядевший внешне сильным человек на поверку оказывается трусом, что только главный герой – художник Дэвид Дэйтон (его сыграл актер Томас Джейн) может попытаться спасти человека, когда остальные работяги, мнящие о себе не весть что, оцепенели от страха. Человек в жестких условиях, когда его уже не сдерживают нормы морали, открывается с совершенной иной стороны.
Конечно, общностью людей нужно как-то управлять, чтобы суметь всем вместе выжить, и долю лидера вместе с главным героем ведут несколько людей, но самым сильным оказывается фанатизм миссис Кармоди (сильная роль Марши Гей Харден), которая видит в тумане Божье знамение и наказание за грехи человечества. Распаляясь все больше, она привлекает к себе больше сторонников, и вот уже горячечный бред с человеческими жертвоприношениями монстрам выглядит более правдоподобным. Сцена избавления от миссис Кармоди одна из наиболее сильных, и неудивительно, что когда я смотрел этот фильм в кинотеатре, зрители этому аплодировали. И это не только в одном зале, а чуть ли не повсеместно. Данный факт тоже много и неоднозначно говорит о человечестве: если мы можем оправдать убийство другого человека, чем же мы отличаемся от самой Кармоди?
Ну и конечно «Мгла» выделяется одним из самых мощных и сильных финалов в истории кино. Концовка, способная разом опустошить зрителя и отрезвить его, показав, до какой степени доходит человеческое отчаяние. У Дарабонта конец получился наименее сильным, чем в оригинальном тексте Стивена Кинга.
Можно сказать, даже с учетом прошедшего времени, что у Дарабонта опять получилось. Его связка с текстом короля ужасов Стивена Кинга снова сработала в умелых руках режиссера и явила миру достойное кино, которое может и пугать и позволять глубоко задумываться о том, среди каких людей мы живем. Многие фильмы на катастрофическую тематику позволяют проследить некий тип поведения человека, когда прежний мир рухнул. «Мгла» далеко не исключение. Только в этом случае никто здесь оптимизмом не страдает. Исход может быть и таким.