Как бы мы ни открещивались, но, куда деваться, любим подражательство. Был, вернее, есть на «диком Западе» такой жанр как вестерн. Что это такое, объяснять не надо, всем и так известно, даже тем, кто к нему равнодушен. По аналогии с ним у нас ещё во времена СССР появился жанр истерн (супостаты прозвали его «красным вестерном»). Помните «Неуловимых мстителей», «Белое солнце пустыни» или «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Для молодых людей вопрос риторический, а для нас, возрастных, практический. Или, наоборот. Это оно, то самое, и есть. То бишь тот самый истерн, слизанный… вернее, созданный по образу и подобию, по методам и технологиям Голливуда. Мы, так сказать, переняли положительный (или «положительный») опыт. Чуть не написал «обменялись опытом», но в данном случае именно «переняли». Или слямзили.
Термин «истерн» поначалу использовался в Советском Союзе как бы исподволь, исподтишка: неофициально или полуофициально. А после перестройки получил свой легальный статус в обозначении жанра отечественных (уже российских) приключенческих фильмов.
Действие истерна происходит, как правило, где-то подальше от центральной России: за Уралом, на Кавказе, в Средней (ныне Центральной) Азии. Опять же по аналогии с диким американским Западом: у американцев, правда, всё не как у людей (то бишь не как у истинных охранителей традиционных ценностей) — у американцев диким был запад, а не восток (в этом месте стоит по-доброму улыбнуться… доброта, как и красота, спасёт мир… поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся).
Вот вышедшая недавно в широкий прокат кинокартина «Золото Умальты» режиссера Андрея Богатырёва (сценарий Ольги Погодиной-Кузьминой по её же одноименному роману, а может, и роман возник на основе сценария) и есть советский… простите, российский истерн. Его действие происходит не просто за Уралом и не просто на востоке, а на самом краю земли русской — в «диком» Хабаровском крае. Вернее, поскольку времена, в которые в нашей стране разворачивается действие фильма, сначала предреволюционные, а затем и революционные, то речь идёт о Приморской области (в которую прежде входил нынешний Хабаровский край как её составная часть).
Заявляется (а заявления подтверждаются источниками), что сюжет «Золота…» основан на реальных событиях, произошедших в окрестностях реки Умальты больше ста лет назад: тогда был ограблен обоз, принадлежащий Нимано-Буреинской золотопромышленной компании, прииски которой располагались как раз на Умальте. Пропавшее тогда золото так и не было найдено. Плохо искали!
***
Итак, сюжет кинофильма до банальности прост. В тайге совершено вооруженное ограбление подводы, везущей не «хворосту воз», а сорок пудов золота. Охрана груза перебита нападающими. Причём, среди охраны оказалась «крыса», которая в ходе перестрелки была случайно ранена и потом добита своими же (чтоб не мучилась — не тащить же с собой никчемный «груз», с которым потом ещё надо делиться награбленным). Короче, все конвойные умерли… вернее, погибли. Не зря в те годы (да и потом тоже) пелось: дескать, люди гибнут за металл. Впрочем, погибли все, да не все. Один из раненых конвойных (не «крыса»), чтобы не оказаться добитым (и чтобы сценарий фильма имел шанс-«зацепку» для дальнейшего развития) делает вид, что тонет в полынье, но стоп! — об этом спойлере чуть позже.
Золото, по версии создателей фильма, принадлежало столичному/петербургскому золотопромышленнику и одновременно хабаровскому купчине Леонтию Булыгину (его играет актер Александр Самойленко), который, зная, что груз застрахован (всё чики-чики, как в обожаемой им Америке!), был уверен, что получит страховую выплату. Но — увы и ах! — страховщик разорился и никаких денег за утраченные ценности самонадеянный Булыгин не получил. Приходится выкручиваться самому, думать, где и как найти грабителей и золото (можно и только золото).
Подозрение в преступлении падает на тунгусов. А всё потому, что территория, на которой произошло вооруженное нападение, — это место туземных кочевий. Кроме того, нападавшие были в ритуальных шаманских масках. Все признаки и доказательства виновности группы лиц налицо!
Но никакой интриги здесь нет: зритель с самого начала в курсе того, что грабители и убийцы не тунгусы, а банда головорезов, которую сколотил дерзкий/безбашенный офицер русской императорской армии Долецкий (его играет актер Артем Ткаченко). Специально для обогащения зрителя таким «знанием» бандиты во время нападения на подводу снимают маски. Удивительно, что зрители знают, а Булыгин не догадывается!
В общем, где подозрение, там и обвинение. А где обвинение, там и самосуд. Бизнесмен Булыгин из тех мужиков, которые своего не упустят, за просто так ничего на отдадут, лапки не сложат и обиду не простят. Булыгин, в отличие от его публично/демонстративно застрелившегося коллеги, сводить счеты с жизнью своей рукой не станет.
И тут кстати на арене… на сцене… простите, в кадре перед Булыгиным в самый нужный момент появляется один из случайно спасшихся конвойных «золотой подводы» по имени Егор и по фамилии Чагин (его играет актер Алексей Шевченков). После «купания» в полынье его, спасая от неминуемой смерти, выхаживают тунгусы, отпуская потом на все четыре стороны. В полиции его заявлению не верят, обвиняя в организации нападения и поначалу отправляют на каторгу (но февральская революция всем каторжникам дарует свободу). Отмечу, что Егор Чагин не просто случайно спасшийся, но и, оказавшись на нарах, случайно узнавший от одного из раскаявшихся умирающих грабителей о месте в пещере, где похищенные пуды золота были спрятаны. Согласитесь, как же в истерне да без цепочки роковых (или счастливых) случайностей!
Вот, получая от революции свободу, Чагин как честный малый является к Булыгину. Нагруженный столь ценной информацией, Булыгин сколачивает свою банду головорезов… простите, команду единомышленников-поисковиков (впрочем, команда поисковиков, как вскоре выяснится, это ровно то же самое, что и банда головорезов) и через тайгу движется к заветной пещере.
***
Параллельная линия — Долецкий и сюжеты его прошлого.
…То ли сам себя проверяя, на что он внутренне способен, то ли имея зуб на одного офицера, Долецкий подло убивает несчастного во время игры «в кукушку».
Что за игра такая? «Кукушка» существовала в реальности и была распространена среди офицеров отдалённых пограничных гарнизонов Российской Императорской Армии. Генерал и писатель Дмитрий Логофет (1865-1922) описал её в своих путевых заметках «На границах Средней Азии». Первая реминисценция/аллюзия, которая возникает к «кукушке» — это «русская рулетка». Суть игры: путем жребия определялась «пернатая». В большом темном помещении (в конюшне или сарае) офицеры расходились по стенам, а «кукушка» вставала в середину. «Кукушка» начинала куковать и стремительно перемещаться по пространству, чтобы в неё не попали. Офицеры стреляли на звук. «…После серии залпов наступала тишина. Если „кукушка“ оставался жив, он снова начинал „куковать“, и всё повторялось, иногда по многу раз…»
Стрелявшие не должны были видеть «кукушку». Поэтому, «играя», часто подстреливали друг друга.
— Не разыграть ли нам кукушку? — задается в фильме вопросом Долецкий.
В фильме помещение было заменено, кажется, на предрассветную пойму реки. Раз не было темного помещения, у стрелявших были завязаны глаза. Началось всё по правилам. «Поймать на пулю» «кукушку» не удавалось.
И потому Долецкий снял повязку с глаз и в упор застрелил «пернатую». Как говорится, и ни один мускул не дрогнул на его лице.
Отрабатывал будущие «подвиги»?
***
Третья главная героиня фильма — актриса Софья (её играет актриса Софья) …
У каждого из ключевых персонажей истерна есть свое слабое звено. Если у Булыгина это золото, то у Долецкого — та самая актриса Софья, открытая любовница Булыгина (она по совместительству также и тайная любовница Долецкого), а у Софьи — её маленький немой сын, которого она когда-то отдала в детдом, а теперь вдруг воспылала к нему нежными материнскими чувствами и всеми силами (и фибрами души) хочет вернуть себе обратно.
(Попутно ещё раз акцентирую внимание на том, что киношную актрису Софью играет реальная актриса Софья. Совпадение? Не думаю!.. достаточно заглянуть в интернет, чтобы узнать, кто она такая… подобно тому, как «это нога — у того, у кого надо нога», так и «эта жена — у кого кого надо жена», поэтому её талант прёт изо всех щелей и пор!.. в общем, чего тянуть кота за хвост: был в мире Эрнст Неизвестный, но нынче живет и здравствует ещё и Известный Эрнст!.. неудивительно, что фильм снимался при поддержке Первого канала).
***
Актерская труппа, где звездится актриса Софья, напрашивается в поездку и, напросившись, хвостом прикрепляется к Булыгину, чтобы по транссибирской магистрали отправиться… нет, не на поиски сокровищ, а в Хабаровск. Чтобы, так сказать, мир посмотреть и себя показать. Чтобы в далекой «перди» покорить непритязательную нестоличную публику и дополнительно подзаработать деньжат.
В реминисценциях/аллюзиях более чем прозрачны параллели противостояний «цивилизованных» и «дикарских» цивилизаций.
Вот два актера труппы то на сцене, то на съемочной площадке демонстрируют парные кино- и театральные сценки: дескать, это конфликтуют друг с другом вестерновые американский ковбой и индеец в перьях (напомним, Булыгин любит всё американское).
Тем временем за сценой в киношной реальности конфликтуют (или «конфликтуют») русский «цивилизованный» золотопромышленник из города на Неве и «дикие» кочевые люди дальневосточной тайги (хотя по ходу сюжета «цивилизация» и «дикость» меняются местами) — тоже «парная сценка».
…Своя рука — владыка. Режиссер фильма находит и себе небольшую роль в собственном творении. В фильме он режиссер вестерна с участием ковбоя и индейца. Почему-то вспоминается «Ирония судьбы, или с легким паром», где режиссер Эльдар Рязанов тоже нашел себе актерскую не просто маленькую, а микророль.
***
Итак, Булыгин с единомышленниками… пардон, со своими головорезами двинулся к заветной цели/пещере с сокрытым золотом.
Долецкий, узнав об этом от Софьи (подслушивания и подглядывания в замочную скважину — часть приключенческого жанра), с остатком своих «братьев по оружию» двинулся туда же — к Медвежьей горе.
Разумеется, по пути кое-кого из поисковиков-головорезов Булыгина стали настигать ловушки и стрелы, которые по неразумению взрослых дядек (многие из которых годами не вылезали из тайги) удивительным образом были «идентифицированы» как тунгусские.
Отыскав туземную стоянку, булыгинцы её поджигают и уничтожают вместе с людьми. Спаслись немногие тунгусы. Одна из них — девушка. Их в благодарность за собственное спасение (помните? долг платежом красен) изо всех сил пытается спасать Чагин, одновременно предавая Булыгина. Селяви: жизнь состоит из противоречий.
***
До заветной пещеры добираются все три группы: Долецкий со своим оставшимся «архаровцем», Булыгин (олицетворяет собой всю его группу, ибо в ней, кроме него, больше никого не осталось) и Чагин с девушкой-тунгуской.
Отмечу, что по ходу развития сюжета Долецкий одного за другим убивает или добивает своих подельников (чтобы добычу не делить, а всю в целости и сохранности доставить и положить к ногам Софьи, вместе с которой он потом планирует жить долго и счастливо). Собирается отправить на тот свет и последнего, но тот давно это осознал, потому первым наставляет дуло оружия в голову главаря банды. Однако перед выстрелом осознавшему зачем-то потребовалось взять паузу и непременно рассказать Долецкому, что он, дескать, человек догадливый/мудрый и все планы своего главаря давно раскусил:
— Ты думал, я не уразумею, что никто отсюда ничего не заберет?
…Короче, все умерли. И последний подельник, и Долецкий, и Булыгин, и Софья. Как Софья умудрилась, оставаясь ждать у моря погоды в Хабаровске? Дама хитрая, прожженная, себе на уме. Она водит за нос и Булыгина, и Долецкого. Золото руками Долецкого она задумала прибрать к собственным рукам, продать его китайской мафии, обосновавшейся в Хабаровске, и вместе с деньгами получить два паспорта (на себя и сына) для беспрепятственного въезда Китай (а потом и дальше, дальше, дальше). Долецкий в этих её планах на финальной стадии должен был отправиться к праотцам.
Софья договорилась/заключила сделку с главой мафии господином Дун Юном — он согласился и купить золото (с большой скидкой), и достать паспорта. Вот Софья движется по лабиринтам дна жизни: фоном/мельтешением (камера оператора нигде не задерживается) показаны и чайна-таун с его опиумным безумием, и «квартал красных фонарей» с его обитательницами, и прочие «прелести» этого дна.
Однако поскольку дама сама осталась с носом, то в финале фильма китайцы за нарушение условий сделки её расстреливают (а она попутно/«в отместку» расстреливает главу мафии). Да Софье уже и не нужна её никчемная жизнь: её немой ребёнок, пристроенный из детдома в хорошую приемную семью (она случайно увидела сына на представлении и выследила его новую семью, потом подглядывает в окно и видит, как ребёнок счастлив), признавать родную мать не хочет. Когда Софья врывается в дом, то мальчик, испытав шок «от встречи», вдруг заговорил. Вернее, закричал ей: «Уходи!»
***
…Я написал, что все умерли. Все, да не все: Чагин с тунгусской девушкой остаётся жив (моя гипотеза: потом наверняка поженятся и будут жить долго и счастливо). Добро побеждает зло. Иначе, дескать, никак.
А золото? Оно со скалы на подводе рухнуло в реку.
(«Так не доставайся ж ты никому!» — эта фраза из другой оперы, вернее, из другой пьесы, но здесь она как раз удачное лыко в строку. Островский — не тот, кто Николай, а тот, кто Александр — он ведь тоже, как и Антон Чехов, на все времена и нравы).
Видимо, Чагин не стал поднимать сорок пудов золота — тяжесть такая! Чего морочиться! Вот ещё! Тьфу на этот металл, за который гибнут люди. Лучше жить исключительно духовной жизнью.
Во всяком случае тайна сия осталась за скобками. А если следовать «исторической правде», то золото действительно не нашли.
***
Фильм, конечно, истерн, но не совсем уж кондовый. Есть и реминисценции/культурологические аллюзии (пусть и вульгаризированные). По Чехову: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Впрочем, не совсем так: ученость показать «хочут», говоря о понятном.
Потому, во-первых, фильм насыщен всякого рода символами (значит ли это, что и символизмом?) и элементами «мистики». А если и не насыщен, то их точно не чуждается/не чурается. Пример: тайга, и — тадам-тадам-тадам-с (!) — появление волка. Тунгусы почитали этого хищника: волк для них — это небесная собака. «Дух-волк имел многоплановые функции — он был верным охранником, разведчиком, а также шаман нередко насылал его на врага, с приказом медленно, но постоянно грызть ноги, руки и другие части тела, т.е. насылать болезнь, которую вылечить может только сам наславший ее или более сильный шаман». Тунгусы не охотились на волка, «так как верили, что в прошлом он был человеком и мог отомстить. Пролитую кровь этого животного забрасывали землей во избежание снега и дождя… Также считалось, что волк знает дорогу в верхний мир и был связан с духом-“носителем счастья”…» Не только волк, но и ворон (добычи не дождешься? весь я твой?). Духи туземного бытия.
Во-вторых, в фильме много юморного оживляжа.
Кольт всех уравнял в правах, напоминает один из персонажей другому известную в Америке (которую, в очередной раз повторюсь, боготворит Булыгин) фразу. Впрочем, известную не только в Америке, но с давних пор и у нас. Второй персонаж возражает, что в его руках вовсе не кольт, а другая марка оружия. Первый не унимается: дескать, поэтому у тебя и нет прав, иди играй в отдачу. И отдачи нет, снова не соглашается второй: мол, в его руках не берданка.
Искаженные пословицы/поговорки (антипословицы/антипоговорки) — тоже из «аллюзорного» юморного оживляжа. Как вам, например, эта: «не в бровь, а в зад»? Ну. И прочее подобное…
В-третьих, фильм местами не лишен комической лиричности (опять же с аллюзиями). Вот вооруженные (и очень опасные) хабаровские чекисты прямо во время представления вламываются в зрительный зал. Актерская труппа подозревается в перевозке и хранении оружия с целью передачи врагам рабоче-крестьянской власти. Ящики с оружием действительно находят. Актёры («ковбой» и «индеец») сами изумлены, ибо не знали и не ожидали, что их так используют, но на всякий случай спасаются бегством. Чекисты подстреливают обоих, когда те садятся в лодку. Все умерли. И последняя из «могикан» (пожилая женщина, обслуживающая труппу в качестве вспомогательного персонала) одиноко сидит в зале (спиной к реальному кинозрителю) и смотрит немое черно-белое кино, где застреленные «ковбой» и «индеец», немного полежав на земле, вдруг поднимаются на ноги: дескать, вот они какие, реальная жизнь и фантазии синематографа; дескать жизнь и смерть всегда рядышком, и ходят по свету, взявшись за руки.
***
Свое актерское дарование в фильме лучше всего проявил Александр Самойленко. Его герою веришь безоговорочно. Именно такими напористыми, хваткими были промышленники/купцы/предприниматели на рубеже веков, иначе они не сформировали бы свой первоначальный капитал, не сколотили бы несметных богатств. Начинал свою актерскую кинокарьеру Самойленко эпизодической ролью в фильме «Забытая мелодия для флейты» (1987). Сегодня его фильмография довольно богата — снялся почти в сотне кинокартин, в том числе в «Дневном…» и в «Ночном…» дозорах, «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Чук и Гек. Большое приключение», «Холоп-2».
Неплохо показали себя в фильме Артем Ткаченко (ранее поактёрствовал в свыше сотни фильмов, из недавнего — «Командир», где сыграл террориста) и Алексей Шевченко (фильмография — тоже за сотню фильмов).
Как актриса совсем никакая Софья Эрнст, хотя она и в «Золоте Умальты» играет актрису… Халва, халва, халва. Слаще во рту стало? За хрупкими плечами молодой женщины съемки всего в паре десятков фильмов. Ей ещё тренироваться и тренироваться, опыта набираться! Зато какая она красавица! За это Софье Эрнст можно простить всё на свете, в том числе и ее неудачную роль.
Думаете, совпадение, что в фильме появляется американец Джек Китобой? Не думаете? И я не думаю — Булыгин ведь любит всё американское. Вот и берет в команду американца. Его сыграл Вольфганг Черни (его фильмография — около 50 киноролей). Он не американец, а австриец (ранее снимавшийся в российских кинокартинах, посвященных, в основном, Великой Отечественной войне), но на безрыбье и рак щука: где ты нынче отыщешь живого американского актера, который согласится играть в нашем кино. В фильме Черни сыграл сравнительно неплохо, но… киноштампом. Видимо, от него штампованный образ американца-«ковбоя» и потребовался.
***
Русская природа, как же ты хороша от Смоленска до Тихого океана (а вовсе не только «от Волги до Енисея»)! Новые технологии позволяют снимать её с любых ракурсов: справа, слева, сверху (с помощью дронов), … разве что не снизу, хотя и снизу уже тоже. Роскошна природа Хабаровского края (хребет Хехцир, Медвежье озеро и Амурские столбы), Карелии и Ленинградской области, где проходили съемки.
Ох, хороша природа! Ох, и хороша! Чудо!
Над природой/тайгой и обозом парит ворон (или орел? или то один, то другой? или в одном месте так, в другом сяк?.. «ты добычи не дождешься, черный ворон, весь я твой» — вот тут ни за что не стану спойлерить!). Скажу только, что в воздухе не какая-нибудь там «кукушка».
***
P.S.: Думаете Богатырев — это русский Тарантино? Я тоже так не думаю.