Все новости
КИНОМАН
2 Декабря 2023, 13:00

Любимое кино: Убить Билла (2003–2004 г.)

Невозможно отойти от Квентина Тарантино, не упомянув его четвертую картину «Убить Билла» – фильм, наверно, более известный, чем «Криминальное чтиво». «Убить Билла» смотрели даже те, кто творчеством Тарантино не интересуется. Да и это один из самых цитируемых и упоминаемых фильмов в его творчестве. С чем Тарантино вошел в новое тысячелетие, что так заметно разделился красной полосой его творческий путь?

Помню, что я сам заинтересовался фильмами Тарантино уже после того, как посмотрел «Убить Билла» по ТВ на Первом канале. Еще помню, что тогда лежал с температурой (уж не знаю, повлияло ли это на восприятие гротескной атмосферы фильма, но воспоминания остались довольно яркими). Думаю, Тарантино в «Убить Билла» сам аккумулировал все то, что хотел сделать своим новым фильмом: во-первых, он снял настоящий боевик с определенной мифологией (это уже не криминальные истории, которые можно отнести к реальности); во-вторых, оправдал название «самого кровавого режиссера», возведя реки бутафорской крови в абсолют; в- третьих, это, конечно, подбор музыки и узнаваемых элементов из кино прошлого века. Но, обо всем подробнее.

Заканчиваются 90-е. Квентин Тарантино снял «Джеки Браун», холодно принятый и зрителями, и критиками, ведь от него ждали совсем другого. Но Тарантино один из тех режиссеров, который снимает то, что он хочет, невзирая на тенденции кинорынка. О «Джеки Браун» мы поговорим позже – это тоже достойная картина для причисления его в списки «Любимого кино».
Замысел «Убить Билла» зрел уже давно, еще во время съемок «Криминального чтива». И на главную роль он хотел именно Уму Турман. Да и над персонажем под именем Невеста Тарантино и Турман работали практически вместе. В итоге, сценарий писался примерно пять лет, Ума Турман успела забеременеть, на что съемки фильма заметно отложили, а материала для фильма оказалось так много, что фильм вышел в двух частях, с разницей в год (и это отнюдь не по коммерческим причинам, как любят это делать сейчас).
«Когда судьба улыбается в таком жестоком и неприглядном деле как месть,это как ничто другое доказывает не только то, что Бог существует, но и то, что ты исполняешь Его волю» .Убить Билла.
«Когда судьба улыбается в таком жестоком и неприглядном деле как месть,это как ничто другое доказывает не только то, что Бог существует, но и то, что ты исполняешь Его волю» .Убить Билла.
На этот раз Тарантино обратился к теме азиатского эксплуатационного кино, в частности японских фильмов о самураях и якудза и китайских с мастерами восточных единоборств и кунг-фу. Сами эти фильмы были особенно популярны в США в 60-х годах, когда их стали выпускать в американский прокат. Американцы живо заинтересовались азиатским кинематографом, что даже стали открывать школы восточных единоборств. С этот момента, Голливуд начинает покорять Брюс Ли и становится международной звездой. В частности, в Гонконге фильмы о войнах, владеющими боевыми искусствами снимались прямо-таки с пугающей конвейерной скоростью и, по большей части, были однотипными, но обладающими эффектными экшен-сценами. Сейчас, такое уже не производится – золотой век азиатского боевого кино уже прошел. Если бы не Тарантино, который, как химик-лаборант создает дивный экстракт из элементов тех фильмов, которые сам обожал смотреть, и который так желает воскресить из забвения.
Фабула сюжета довольно проста и не нуждается в пояснении. В основе – история о мести, тема так популярная в азиатском кино 60-х и 70-х. Еще так же можно примешать использующие ту же основу для сюжета и спагетти-вестерны, чьи отголоски тоже можно найти в «Убить Билла». Некая Невеста (в первом фильме, мы не знаем ее имени) – наемная убийца в составе отряда «Смертоносные Гадюки», решает отойти от дел и пожить спокойной семейной жизнью. Но идиллии не суждено состояться, потому что на свадебную церемонию заявится сам босс отряда Билл вместе со своими приспешниками и пристрелит ее, т. к. негоже отпускать бывшую работницу просто так, без последствий. Но Невеста не умирает, и, пролежав в коме четыре года, приходит в себя с единственной навязчивой мыслью – убить Билла и всех тех, кто способствовал ему в совершении столь «мазохистского поступка». Начинается длинный путь мести, и никто не избежит наказания…
Воскресив Невесту на экране, Тарантино сам занимается воскрешением фильмов прошлого века. Количество отсылок к различным кинокартинам массовой направленности в «Убить Билла» просто зашкаливает. Но о большинстве цитируемых фильмов мы даже ничего и не слышали. Тарантино показывает пример широкой синефильской эрудиции (правда, его, по большей части, интересует преимущественно эксплуатационный кинематограф). Ему даже простительно, что он сваливает в кучу китайское и японское, так как у каждой страны есть свои традиции и различия, с которыми режиссер обращается довольно таки вольно. Хотя даже у американских кинематографистов массового направления в 60-х – 70-х годах таких различий тоже не было, но Тарантино переплюнул их всех на заре двухтысячных.
«Глупой белой девочке нравится играть самурайскими мечами. Может, ты не умеешь драться, как самурай, но хотя бы умрёшь по-самурайски». Убить Билла.
«Глупой белой девочке нравится играть самурайскими мечами. Может, ты не умеешь драться, как самурай, но хотя бы умрёшь по-самурайски». Убить Билла.
Он сваливает в одну общую массу самураев, якудза, кунг-фу, немного вестерна с драмой и мелодрамой, Брюса Ли и Сонни Чиба, анимацию и комикс, японское, китайское, американское, мексиканское и т. д и т. п. И это смотрится! Первая часть – это буйство экшена, вторая – чуть медленнее, с большим обилием диалогов. Можно сказать, что первая часть – это чистая Япония с ее реками крови, гротеском и бешеным экшеном с самурайскими мечами, а вторая часть – это больше Китай с его кунг-фу, философией, престарелыми мастерами боевых искусств с тайным искусством боя. Но это полноценная история Тарантино, хоть и составленная из самых разнообразных слоев, имеющая свою вселенную.
С «Убить Билла» и начинается история некоего воскрешения эксплуатационного кино, которым занимается мастер. Конечно, со своим почерком и, конечно, далеко неполноценно, потому что пациент хоть и живой, но не особо активный в наше время, т. к. эпоха его расцвета, к сожалению, давно прошла. Но это повод, чтобы с головой окунуться в ностальгическое настроение, благо сами фильмы остались в истории и с ними можно ознакомиться. Потому Квентин Тарантино не только реаниматор, сколько популяризатор. «Убить Билла» – это такой киномонстр Франкенштейна, сшитый их разных кусков. И немудрено: Тарантино сам отсмотрел внушительный список фильмов при подготовке к съемкам и даже заставил посмотреть эти фильмы большую часть съемочной команды.
«— Что, она убила 88 человек? — Да нет. Они просто так себя называли. — Да? А зачем? — Не знаю. Наверное, думали, что это круто». Убить Билла.
«— Что, она убила 88 человек? — Да нет. Они просто так себя называли. — Да? А зачем? — Не знаю. Наверное, думали, что это круто». Убить Билла.
«Убить Билла» приобрел мировую известность, став одной из самых запоминающихся работ режиссера, особенно на массовом поле. Тарантино нащупал свою роль в кинематографе и активно использует жанровые фильмы, замешивая их на ностальгическом чувстве, активно перебирая опыт коллег прошлого века, стремясь хоть на несколько часов возродить прошлый век на экране. И у него это удается! Сложно вспомнить хотя бы одного режиссера, который использовал это именно так: весело, с задором, но с легкой грустинкой по ушедшему времени.
Впрочем, писать об этом фильме много нельзя – его надо смотреть. Главное достоинство и одновременно недостаток фильмов Тарантино – это его большой кинематографический багаж. Чтобы иметь представление о замысле и отсылках режиссера, нужно хотя бы примерно знать историю эксплуатационного кинематографа 60-х – 80-х годов. Большая часть за пределами США смотрят фильмы Тарантино по-иному, не имея особых представлений о составе ингредиентов фильма. В США это целая культура, которая не прошла бесследно и восприятие его творчества ближе и более понятнее. Но даже в России, где почти каждый знает хотя бы Брюса Ли, зритель сможет догадаться, почему Невеста одета в желтый костюм с черными полосками – прямая цитата из «Игры смерти». А уж махание кулаками и самурайскими мечами и вовсе хорошо знакомы – тоже смотрели, тоже кулаками махали с криками «кия!».
А потому «Убить Билла» – это не просто развлекательный фильм с драками и потоками крови. Это целая кинокультура. Полноценный мир, вырвавшийся из середины прошлого века. Можно даже сказать, настоящий памятник зрительскому кино. И, скорее всего, такой же синефил, подобный Тарантино (если такой вообще есть), уронит во время просмотра несколько ностальгических слезинок, вспоминая, какое кино снимали раньше. Да, паршивое, дешевое, однообразное, даже безвкусное, но где-то греющее сердце моментами развлечения. Целые пласты и жанры ушли в прошлое, которые можно достать, смести с них пыль, но положить после просмотра опять на полку, ибо лучше уже не снимут и хуже тоже не сделают. Все было по-другому и будет по-другому. Благо, есть что вспомнить и что посмотреть…
Автор:Егор Окунев
Читайте нас: