Спасибо Егору Окуневу за приглашение, там я увидела много знакомых лиц. Поздоровалась с актрисой Юлией Нырковой, она приняла участие в фильме «Дочь» Руслана Шайбакова и Егора Окунева. Трогательный сюжет, простой и понятный, почти библейская притча «что имеем – не храним, потерявши – плачем». Фильм набрал полмиллиона просмотров на ютубе.
Посмеялась с режиссером и ботаником Владимиром Корчевым над наивным фильмом Ирины Князевой «Мужчина мечты» про грабителя с игрушечным пистолетиком и грустную фуд-блогершу, которая его обезоружила. Вообще история как из «Ералаша» – на тему что получится из триллера, если его будут снимать пятиклассники. Вообще это такой вариант Васи Ложкина (художник с потрясающим визуальным юмором), только в виде кино.
Эльвира Шрайнер, актриса Молодежного театра, также оказалась продюсером и режиссером, и показала два своих фильма. Игровой «Вот такая вот история» и документально-игровой «Маяковский и две Элли».
Я предположу, что в фильм «Вот такая вот история» запихнули слишком много сюжетных линий и поэтому он чрезмерно густой. Но уже началось осмысление того витка истории, только неопределённое время – то ли 80-е, то ли 90-е. Вывод войск из Афганистана был в 1988 году. А наши израильтяне навещать нас начали в году эдак 92-м. А тут всё действие, можно сказать, в один вечер запихнули. Но определенная рефлексия, нужная рефлексия в этом фильме есть. И даже смутное чувство неудовлетворения у зрителя тоже нужно, чтобы поднять его личное понимание и осмысление, пусть сначала это и будет как у меня неким «заклёпочничеством». Зато это приблизит нас к анализу того, в чем разница была наших ожиданий и реалий, на самом деле случившихся с нами.
Помню, как Корчев мне говорил, что в оранжерее что-то снимают – теперь я увидела этот фильм: «Маяковский и две Элли» Эльвиры Шрайнер, об американской возлюбленной поэта Маяковского и его дочери. Оказывается, Элли Джонс родилась и выросла в Давлеканово. Она была из семьи «башкирских» немцев-меннонитов, проживавших в России со времен Екатерины II. А встретила Маяковского в Нью-Йорке. Родила от него дочь. Последний раз они – мать и дочь встретились с поэтом в Ницце. Дочь Маяковского приезжала в Башкортостан в 2002 году, навестила землю своих дедов.
Неожиданным был фильм «Предложение» Регины Халиковой по рассказу Чехова. Знаменитая история о Воловьих лужках. Фильм представлял актер Фарит Зайнуллин, он очень захотел сохранить свой первый актерский опыт, когда-то это была его первая роль. И вот десятилетие он помнил о ней каждой клеточкой тела и мозга и решил перенести на экран. И нашел режиссера. Трогательная история любви к профессии, рассказанная до показа, сильно меня впечатлила. Вот этот безыскусный рассказ артиста вставить бы в фильм, как предисловие. И он обрел бы другие интонации, ценность повысилась бы. Появилась бы рамка, сделавшая из этого «лепета режиссуры и трепета актерского проживания» определенного рода художественное высказывание.
Много было разных по качеству работ. Но они все ценны, как творческое высказывание. Даже самые слабые фильмы – это огромный труд. Но есть и эстетический шедевр – лаконичная и черно-белая лента о ковидном госпитале Ренада Еникеева «Красная зона».
Я думаю, нигде нет глобального решения. Просто каждый человек должен помогать своему маленькому кругу – и тогда всё будет нормально. Есть локальные решения, и есть глобальные. Сейчас эта маленькая деревня, где у нас дом, – совсем другая, чем десять лет назад.
Ещё был фильм «Приговор» Равиля Еникеева, дипломный фильм киношколы Булата Юсупова, он показал, что братья Еникеевы готовы к завоеванию мирового кинематографа. Хоть и на дипломной работе, Равиль уже был хорош, совсем не было провисов зрительского внимания, интрига сохранялась. У одного брата есть эстетическая концепция, у второго юмор и энергия.
Про тизер "Черного айсберга" Ильи Пономаренко могу сказать одно – для утопий и антиутопий важен художник. Художник-постановщик и художник по костюмам. Пока я увидела, что художественного концепта подледного мира, подледной лаборатории нет. Актеры в тряпках похожи на "французов под Москвой", на беженцев прошловековых историй. А эта история о будущем глобальном оледенении, которое по сюжету длится уже сто лет. Все тряпки уже отжили бы свой век. Желательно логично разрабатывать базу научного существования такого мира и принципов жизни в нём, а исходя из этого уже строить художественный концепт. Даже я, например, знаю, что воздух это лучший теплоизолятор и поэтому что-то, что содержит воздушную прослойку, будет применено в таком мире, какие-то полые нити, подогреваемые от батареек. Или вот знаю про химические растворы, которые разогреваются при давлении на них, используются в спецстельках. А вовсе не бурые засаленные органические тряпки – ведь традиционных растений, дающих волокна, в таком мире не будет. Будут водоросли. Ведь айсберги плавают в океане. Или будут мхи... Что там растет на Шпицбергене? То есть надо моделировать мир и его концепцию, исходя из условий антиутопии. А не только потому что режиссеру кажется в кадре живописным сочетание серого, бурого и белого. И две тонны соли вместо снега, конечно, остроумный ход. Но не даёт все равно нужного потустороннего глобального эффекта антиутопии, что это то, чего никогда ещё не случалось, ни в истории Земли, ни в истории кино.
Нам обещали следующие показы из другого набора фильмов. Буду следить за объявлениями и постараюсь попасть, и продолжить вас знакомить с новинками местного кино.
А напоследок просто список, если заинтересовало, то вы посмотрите сами, найдете эти фильмы в интернете.
Короткометражные фильмы кинематографистов Башкортостана:
Фото автора и Рустема Гайсина