Все новости
КИНОМАН
6 Февраля 2023, 16:30

Притча, триллер, антиутопия, рефлексия о времени в новом кино Башкортостана

Сходила 3 февраля 2023 года в уфимский АРТ-Квадрат на показ короткометражных фильмов, организованный Эльвирой Шрайнер и кинокомпанией LifeStyle Cinema.

Спасибо Егору Окуневу за приглашение, там я увидела много знакомых лиц. Поздоровалась с актрисой Юлией Нырковой, она приняла участие в фильме «Дочь» Руслана Шайбакова и Егора Окунева. Трогательный сюжет, простой и понятный, почти библейская притча «что имеем – не храним, потерявши – плачем». Фильм набрал полмиллиона просмотров на ютубе.

Егор Окунев и Руслан Шайбаков
Руслан Шайбаков, Юлия Ныркова и Егор Окунев
Егор Окунев и Руслан Шайбаков

Посмеялась с режиссером и ботаником Владимиром Корчевым над наивным фильмом Ирины Князевой «Мужчина мечты» про грабителя с игрушечным пистолетиком и грустную фуд-блогершу, которая его обезоружила. Вообще история как из «Ералаша» – на тему что получится из триллера, если его будут снимать пятиклассники. Вообще это такой вариант Васи Ложкина (художник с потрясающим визуальным юмором), только в виде кино.

Эльвира Шрайнер, актриса Молодежного театра, также оказалась продюсером и режиссером, и показала два своих фильма. Игровой «Вот такая вот история» и документально-игровой «Маяковский и две Элли».

Эльвира Шрайнер
Эльвира Шрайнер
Эльвира Шрайнер

Я предположу, что в фильм «Вот такая вот история» запихнули слишком много сюжетных линий и поэтому он чрезмерно густой. Но уже началось осмысление того витка истории, только неопределённое время – то ли 80-е, то ли 90-е. Вывод войск из Афганистана был в 1988 году. А наши израильтяне навещать нас начали в году эдак 92-м. А тут всё действие, можно сказать, в один вечер запихнули. Но определенная рефлексия, нужная рефлексия в этом фильме есть. И даже смутное чувство неудовлетворения у зрителя тоже нужно, чтобы поднять его личное понимание и осмысление, пусть сначала это и будет как у меня неким «заклёпочничеством». Зато это приблизит нас к анализу того, в чем разница была наших ожиданий и реалий, на самом деле случившихся с нами.

Помню, как Корчев мне говорил, что в оранжерее что-то снимают – теперь я увидела этот фильм: «Маяковский и две Элли» Эльвиры Шрайнер, об американской возлюбленной поэта Маяковского и его дочери. Оказывается, Элли Джонс родилась и выросла в Давлеканово. Она была из семьи «башкирских» немцев-меннонитов, проживавших в России со времен Екатерины II. А встретила Маяковского в Нью-Йорке. Родила от него дочь. Последний раз они – мать и дочь встретились с поэтом в Ницце. Дочь Маяковского приезжала в Башкортостан в 2002 году, навестила землю своих дедов.

Фарит Зайнуллин
Фарит Зайнуллин

Неожиданным был фильм «Предложение» Регины Халиковой по рассказу Чехова. Знаменитая история о Воловьих лужках. Фильм представлял актер Фарит Зайнуллин, он очень захотел сохранить свой первый актерский опыт, когда-то это была его первая роль. И вот десятилетие он помнил о ней каждой клеточкой тела и мозга и решил перенести на экран. И нашел режиссера. Трогательная история любви к профессии, рассказанная до показа, сильно меня впечатлила. Вот этот безыскусный рассказ артиста вставить бы в фильм, как предисловие. И он обрел бы другие интонации, ценность повысилась бы. Появилась бы рамка, сделавшая из этого «лепета режиссуры и трепета актерского проживания» определенного рода художественное высказывание.

Много было разных по качеству работ. Но они все ценны, как творческое высказывание. Даже самые слабые фильмы – это огромный труд. Но есть и эстетический шедевр – лаконичная и черно-белая лента о ковидном госпитале Ренада Еникеева «Красная зона».

Я думаю, нигде нет глобального решения. Просто каждый человек должен помогать своему маленькому кругу – и тогда всё будет нормально. Есть локальные решения, и есть глобальные. Сейчас эта маленькая деревня, где у нас дом, – совсем другая, чем десять лет назад.

Равиль Еникеев
Равиль Еникеев

Ещё был фильм «Приговор» Равиля Еникеева, дипломный фильм киношколы Булата Юсупова, он показал, что братья Еникеевы готовы к завоеванию мирового кинематографа. Хоть и на дипломной работе, Равиль уже был хорош, совсем не было провисов зрительского внимания, интрига сохранялась. У одного брата есть эстетическая концепция, у второго юмор и энергия.

Илья Пономаренко
Илья Пономаренко

Про тизер "Черного айсберга" Ильи Пономаренко могу сказать одно – для утопий и антиутопий важен художник. Художник-постановщик и художник по костюмам. Пока я увидела, что художественного концепта подледного мира, подледной лаборатории нет. Актеры в тряпках похожи на "французов под Москвой", на беженцев прошловековых историй. А эта история о будущем глобальном оледенении, которое по сюжету длится уже сто лет. Все тряпки уже отжили бы свой век. Желательно логично разрабатывать базу научного существования такого мира и принципов жизни в нём, а исходя из этого уже строить художественный концепт. Даже я, например, знаю, что воздух это лучший теплоизолятор и поэтому что-то, что содержит воздушную прослойку, будет применено в таком мире, какие-то полые нити, подогреваемые от батареек. Или вот знаю про химические растворы, которые разогреваются при давлении на них, используются в спецстельках. А вовсе не бурые засаленные органические тряпки – ведь традиционных растений, дающих волокна, в таком мире не будет. Будут водоросли. Ведь айсберги плавают в океане. Или будут мхи... Что там растет на Шпицбергене? То есть надо моделировать мир и его концепцию, исходя из условий антиутопии. А не только потому что режиссеру кажется в кадре живописным сочетание серого, бурого и белого. И две тонны соли вместо снега, конечно, остроумный ход. Но не даёт все равно нужного потустороннего глобального эффекта антиутопии, что это то, чего никогда ещё не случалось, ни в истории Земли, ни в истории кино.

Нам обещали следующие показы из другого набора фильмов. Буду следить за объявлениями и постараюсь попасть, и продолжить вас знакомить с новинками местного кино.

А напоследок просто список, если заинтересовало, то вы посмотрите сами, найдете эти фильмы в интернете.

Короткометражные фильмы кинематографистов Башкортостана:

  1. «Вот такая вот история», реж. Эльвира Шрайнер
  2. «Маяковский и две Элли», реж. Эльвира Шрайнер
  3. «Красная зона», реж. Ренад Еникеев
  4. «Приговор», реж. Равиль Еникеев
  5. «Дочь», реж. Руслан Шайбаков, Егор Окунев
  6. «Мужчина мечты», реж. Ирина Князева
  7. «Предложение», реж. Регина Халикова
  8. Тизер «Черный айсберг», реж. Илья Пономаренко

Фото автора и Рустема Гайсина

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: