Все новости
КИНОМАН
4 Декабря 2022, 17:00

"Суперзвёзды" английского мюзикла

Призрак оперы
Призрак оперы

Зародившись во второй половине XIX века, мюзикл на протяжении века XX формировался, приобретал специфические черты, становился явлением популярным и массовым. У мюзикла появилась постоянная аудитория, с выходом практически каждого нового спектакля рождались легенды, основанные на слухах и домыслах. Становились знаменитостями те или иные поэты, композиторы, исполнители партий. Пожалуй, самыми яркими, самыми «звездными» композиторами за всю историю мюзикла стали Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Их творческому тандему и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

Начнем, пожалуй, с истории.

Тим Райс родился в 1944 году в Бекингемшире. Получив юридическое образование, некоторое время работал по специальности. Но карьера адвоката не удалась, и он решил попробовать себя в шоу-бизнесе. Это и определило его дальнейшую судьбу. Тим Райс – автор нескольких популярнейших мюзиклов. Не касаясь пока произведений, написанных в соавторстве с Уэббером, назовем такие мюзиклы, как «Блондель», «Хитклиф», «Шахматы» (в соавторстве с Бенни Андерссоном и Бьерном Ульвеусом, музыкантами из квартета «АББА») и «Аида» (в соавторстве с Элтоном Джоном). Одна из его последних работ – мюзикл «Магнат», англоязычная версия французского мюзикла «Старманья». На данный момент Тим Райс является обладателем четырех премий «Тони» и трех «Оскаров». Кроме того, Райс тесно сотрудничает с компанией «Дисней»: на его счету – работы в мультфильмах «Аладдин», «Король Лев», «Красавица и Чудовище». Он – основатель и директор одного из крупнейших издательских домов Англии – «Павильон Букс». В 1994 году Тим Райс получил звание сэра.

Эндрю Ллойд Уэббер – живая легенда музыкального театра. Родился в 1948 году в Лондоне. Отец был композитором, мать преподавала игру на фортепиано. Маленький Эндрю обучался игре на скрипке, валторне и пианино. Само собой, это не могло не сказаться на выборе профессии. В 1981 году мюзикл «Кошки» принес Уэбберу мировую славу и миллионы фунтов стерлингов. Вообще, Уэббер – довольно-таки плодовитый композитор («Песня и танец», «Звездный Экспресс», «Аспекты Любви», «Сансет бульвар», «Дживс», «Свистни по ветру»). Самый известный его мюзикл – это, конечно же, «Призрак Оперы» по одноименному роману Гастона Леру. Среди наград Ллойда Уэббера – шесть «Тони», четыре «Драма Деск» и три «Грэмми». Как и Тим Райс, в 1997 году он был удостоен звания сэра.

Кабаре
Кабаре

Начинающие поэт и композитор встретились в 1965 году. Результатом их партнерства, как уже говорилось в предыдущей статье, стали пять (включая мини-мюзикл «Крикет» – шесть) мюзиклов, два из которых («Такие же, как мы» и «Вернись, Ричард, ты нужен своей стране») так никогда и не были поставлены на сцене. Написанный в 1968 году «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» – не совсем мюзикл. Изначально это кантата для школьного хора. Персонажи здесь являются в основной своей массе пародийными. Так, образ Фараона – слепок с легендарного Элвиса Пресли. В целом, данный мюзикл написан для детей. «Крикет», появившийся в 1986 году, – небольшой по объему музыкальный спектакль, лишь номинально причисляемый к мюзиклам. Он был написан Уэббером и Райсом по просьбе принца Эдварда в качестве подарка к шестидесятилетию королевы Великобритании.

А вот «Иисус Христос – Суперзвезда» и «Эвита» – мюзиклы состоявшиеся и достойные отдельного рассказа.

Иисус Христос - суперзвезда
Иисус Христос - суперзвезда

Когда в далеком 1969 году молодым и неизвестным Уэбберу и Райсу пришла в голову мысль создать мюзикл об Иисусе Христе, они понимали, что ставят перед собой титаническую задачу. В процессе работы выявлялось, что итоговым продуктом будет не просто мюзикл, а рок-опера – жанр, становившийся тогда все более и более популярным. В основу рок-оперы легли события последней недели жизни назаретянина, описываемые в Новом Завете. Однако вся ситуация рассматривается сквозь призму личности Искариота – ближайшего друга и апостола Иисуса. А ведь само имя Иуды было проклято христианской ортодоксальной церковью, поэтому Райс и Уэббер шли на большой риск, сделав его центральным персонажем своего произведения. И действительно, многочисленные призывы подвергнуть соавторов обструкции последовали со стороны различных религиозных групп незамедлительно. В вину Уэбберу и Райсу ставилось чересчур вольное обращение с евангельским материалом. Это намного позже, в 1999 году, Ватикан официально признал рок-оперу, включив ее в программу празднования 2000 лет христианства. А 1 декабря 1969 года многие радиостанции попросту отказались передавать крамольную по тем временам заглавную песню – «Суперстар». Однако те, кто не побоялся дать ее в эфир, поразились тому, что 75 процентов аудитории приняли сингл восторженно. Вместе с тем, в национальных хит-парадах «Суперстар» не поднималась выше 39 места. Но вскоре до нужных людей дошло: рок-опера достойна раскрутки.

27 октября 1970 года в США вышел альбом «Иисус Христос – Суперзвезда», и жизнь Уэббера и Райса изменилась окончательно и бесповоротно. Популярность была ошеломляющей. Несмотря на существующий патент, по всей стране начали появляться незаконные постановки. Появились слухи, что сценой для премьеры мюзикла станет собор Святого Петра, что на роль Иисуса приглашен Джон Леннон… 12 октября 1971 года состоялась премьера на Бродвее. Это был бесспорный успех!

В июне 1972 года в израильской пустыне начались съемки фильма по рок-опере. Фильму, как и постановке, была уготована трудная судьба. Дело в том, что негритянское население США выражало неудовольствие тем, что на роль предателя был выбран чернокожий актер – Карл Андерсон; еврейская община неистовствовала по поводу того, что евреям в фильме отводилась явно негативная роль.

Так в начале 70-х годов начал свой нелегкий путь к сердцам слушателей и зрителей ставший впоследствии легендарным мюзикл «Иисус Христос – Суперзвезда».

Но на этом ставить точку в истории рок-оперы пока рано. В 2000 году «Иисус…» был возрожден на британской сцене и специально срежиссирован для видеофильма. Подобное «второе пришествие» мюзикла на театральные подмостки было очень смелым шагом, так как новый вариант переворачивает привычные взгляды на ход событий и главных действующих лиц. Но, согласитесь, если бы новая версия во всем копировала предыдущие, то она оказалась бы попросту бессмысленной! При всем при том, музыка и либретто остались практически неизменными, сменились лишь декорации и костюмы, были найдены оригинальные визуальные решения. Постановка стала более современной, бунтарской, рассчитанной на молодежную аудиторию. Страсти здесь накалены до предела: отношения между Иисусом, Иудой и Марией куда более напряженные, чем тридцать лет назад. Образ Иисуса максимально приближен к образу обычного человека – иначе, будь он Богом, сумел бы он понять, в чем его жертва? Несмотря на то что главным действующим лицом мюзикла является Христос, «двигателем» событий, двойственным и переменчивым персонажем, активным началом становится Иуда. В версии двухтысячного года он импульсивен, страстен. Такая трактовка образа разрешает противоречивый вопрос предательства Иисуса человеком, который любит его сильнее всех апостолов вместе взятых, который, приговорив его к смерти, тут же следует за ним. Одним словом, новая постановка удачно сочетает в себе классические и новаторские решения. Сам Уэббер отозвался о постановке следующим образом: «Меня завораживает тот факт, что классический мюзикл интерпретирован таким образом, что сегодня вновь становится актуальным и злободневным».

Что ж, «Иисус…» свою лепту в историю мюзикла внес. После первого успеха Уэббера – Райса внимание публики было приковано к молодым творцам. Все задавались вопросом: а что будет дальше? Останутся ли они авторами одного произведения или сумеют создать нечто новое, способное повторить успех «Суперзвезды»? Да и сами авторы задумывались над выбором темы для следующего мюзикла.

Patti Lupone in the 1979 production of Evita.
Patti Lupone in the 1979 production of Evita.

В октябре 1973 года Тим Райс ехал в машине и случайно услышал конец какой-то радиопередачи. Речь там шла об Эвите Перон – второй жене аргентинского диктатора Хуана Перона. Заинтересовавшись, поэт стал наводить справки, просмотрел документальный фильм, рассказывающий о жизни Эвиты. Мария Эва Ибаргурен Дуарте родилась 7 мая 1919 года в бедной семье, но с самого детства решила, что нищета – не для нее. Она хотела известности и славы, поэтому в конце 30-х уехала в Буэнос-Айрес, чтобы стать актрисой. Решающей для ее карьеры стала встреча в 1944 году с Хуаном Доминго Пероном на благотворительном концерте, устроенном в пользу жертв землетрясения в Сан-Хуане. В октябре того же года состоялась свадьба. Эвита была женщиной блестящей, умной, к тому же прожила короткую жизнь – сочетание, которое всегда производило впечатление на Райса. И поэт решил, что история жизни Эвы может стать отличной темой для мюзикла. Однако Уэббер отнесся к этой идее довольно-таки холодно: ему казалось неперспективным писать мюзикл о малоизвестной в Англии жене аргентинского диктатора, да еще и достигшей власти через постель. К тому же, в это время Уэббер был увлечен идеей создания мюзикла по мотивам книг П. Г. Вудхауза об аристократе Вустере и его слуге Дживсе. Написанный в соавторстве с драматургом Аланом Эйкборном, мюзикл «Дживс» не был воспринят публикой (лишь в 1996 году, переработанный и названный «О Дживсе», мюзикл нашел своего зрителя). И после первого творческого провала, произошедшего с «Дживсом», Уэббер решает писать музыку к «Эвите».

Оказалось, что в феврале 1974 года Тим Райс успел съездить в Аргентину, написав там большую часть сюжетных линий мюзикла. Его не испугало даже то, что многие аргентинцы негативно относились к творчеству Уэббера – Райса. Летом 1975 года соавторы вплотную приступили к работе. Она шла по схеме, проверенной на «Иосифе…» и «Иисусе…»: сначала сюжет, разработка драматической линии, затем музыка и в самую последнюю очередь – тексты. В «Эвите» сочетаются самые разные музыкальные стили, включая латиноамериканские ритмы. Мюзикл, как и «Иисус…», поется от начала и до конца. Летом 1976 года в поместье Сидмонтон, принадлежащем Уэбберу, были представлены первые записи мюзикла. Вскоре на студии «Олимпик» началась запись альбома, который имел бешеный успех. За три месяца после выхода альбома было распродано 500000 копий. Даже в Аргентине, где диск был запрещен, каждое уважающее себя семейство считало необходимым иметь его в домашней коллекции.

Тим Райс настаивал на том, чтобы как можно скорее состоялась сценическая постановка. Ллойд Уэббер же терзался сомнениями, еще не оправившись от провала «Дживса». Как бы то ни было, 21 июня 1978 года состоялась премьера «Эвиты». Спектакль имел огромный успех, став «Лучшим мюзиклом 1978 года». Уже 8 мая 1979 года он покорил публику Лос-Анджелеса, а 21 сентября того же года открылся на Бродвее. В итоге – целых семь премий «Тони». А затем «Эвита» начала триумфальное шествие по миру: Австралия, Испания, Корея, Израиль, ЮАР, Япония... Практически везде постановки были максимально приближены к оригиналу, и лишь целомудренные японцы убрали со сцены все кровати, включая и смертный одр Эвиты.

После постановки спектакля, как это водится в шоу-бизнесе, зашла речь об экранизации мюзикла. Но съемкам каждый раз что-то мешало. Поговаривали, что на роль рассказчика – Че – пригласили Элтона Джона (а также Джона Траволту, Сильвестра Сталлоне, Джереми Айронса). На роль Эвиты претендовали Лайза Минелли, Барбара Стрейзанд, Мерил Стрип. В качестве режиссера в разное время фигурировали Френсис Коппола, Франко Дзеффирелли, Оливер Стоун. В итоге, фильм начали снимать только через двадцать лет после первой постановки «Эвиты». Причем режиссером стал Алан Паркер, Эвиту сыграла Мадонна, а роль Че досталась Антонио Бандерасу. Несмотря на «звездный» состав, фильм во многом проигрывает сценической версии. Райс и Уэббер остались недовольны тем, что их фактически отстранили от работы над кинолентой. В результате, в тексте было совершено более ста изменений, мюзикл потерял изначальную театральность. Кроме того, была утеряна оригинальная концепция произведения: ведь авторы хотели показать, насколько опасным является радикализм и к каким последствиям может привести диктатура… Несмотря ни на что, в 1997 году фильм получил три «Золотых глобуса».

«Самый неприятный персонаж из всех, о ком я когда-либо писал», – говорит Ллойд Уэббер об Эвите. Вместе с тем, Уэббер и Райс считают мюзикл лучшим совместным произведением. С ними можно соглашаться или нет, но ясно одно: «Эвита» – мюзикл, внесший значительный вклад в развитие жанра.

Автор:Алексей СИМОНОВ
Читайте нас: