Все новости
КИНОМАН
10 Ноября 2022, 18:00

«Ризома» – новая уфимская кино-волна

Сейчас хочется поговорить и немного познакомить читателей с Продюсерским центром «Ризома» – местом встречи креативных и горящих делом людей, которые снимают, смотрят и искренне любят кино.

Кино, как и любой вид искусства, имеет много граней – его снимают не только крупные авторы, годами оттачивающие свое мастерство на этом поприще, но и люди, не занятые тесно в этой индустрии, которые последовали вслед за своей мечтой и пожелали сделать кино частью своей жизни. По крайней мере, в Уфе есть несколько таких студий, но сейчас хочется поговорить и немного познакомить читателей с Продюсерским центром «Ризома» – местом встречи креативных и горящих делом людей, которые снимают, смотрят и искренне любят кино. Повод встречи еще более приятный – ребята представили мини-презентацию двух короткометражных фильмов, которые готовятся к релизу.

Для начала немного справки: история «Ризомы» началась еще в 2018 году с продюсера Альбины Ахмадиевой и молодого режиссера и сценариста Руслана Шайбакова, а позже к ним присоединился актер, начинающий режиссер и сценарист Егор Окунев (кстати, журналист «Истоков»), так сформировался костяк студии. В прошлом году состав пополнился оператором Рустемом Гайсиным и режиссером, сценаристом Анастасией Тински.

Режиссеры: Руслан Шайбаков, Егор Окунев, Анастасия Тински
Продюсер Альбина Ахмадиева
Оператор Рустем Гайсин
Режиссеры: Руслан Шайбаков, Егор Окунев, Анастасия Тински

«Ризома» снимает авторские короткометражные фильмы, настаивая на качестве материала, и что наиболее важно – на мысли. Их девиз: «Кино в твоей голове», что можно расшифровать примерно как то, что каждый зритель выносит из просмотра свои выводы и мысли. У студии есть Ютуб-канал, где можно ознакомиться с некоторыми работами, которые уже набирают большое количество просмотров и самых разнообразных отзывов от зрителей. Например, фильм Руслана Шайбакова и Егора Окунева «Дочь», который не оставил равнодушным зрителей, изящная работа Анастасии Тински «Блуждающий», рассказывающая историю языком тела и танца, и медитативная атмосферная работа Егора Окунева «Лучшие времена», рассказывающая об одиночестве.

Но сейчас хочется рассказать, что же такого интересного подготовила студия «Ризома»? Есть ли то, что может удивить любителей кино? Можно сказать – да, есть, и все это действительно довольно интересно.

Режиссер и сценарист Руслан Шайбаков представил свой короткометражный фильм «Двое мужчин и одна женщина». Уже само название может интриговать, правда? Это история об изменах, подозрениях, ревности и попытках разобраться с собственными чувствами. Главный герой приходит на дом к психологу с целью разобраться с тем, что жена ему изменяет, но сталкивается с куда более страшными тайнами и откровениями. Одной из особенностей картины можно считать наличие символизма, а общая атмосфера фильма отнюдь не бытовая, а даже сюрреалистичная.

Кадры из фильма "Двое мужчин и одна женщина", реж. Руслан Шайбаков
Кадры из фильма "Двое мужчин и одна женщина", реж. Руслан Шайбаков
Кадры из фильма "Двое мужчин и одна женщина", реж. Руслан Шайбаков
Кадры из фильма "Двое мужчин и одна женщина", реж. Руслан Шайбаков

Руслан Шайбаков, режиссер и сценарист фильма: «Здесь помимо актерской игры, был сделан упор и на визуальную составляющую фильма. В кадре есть и крыса, и тараканы – и все это для того чтобы визуально показать внутреннее состояние персонажа. Проблема кино в том, что оно очень дословное. И чем более искусство рассчитано на историю, тем меньше остается места для воображения. Потому я сделал фильм, в котором упор сделан на переживания через визуальные образы, которые не давали бы однозначных оценок происходящему, чтобы зритель смог сам домыслить и сделать для себя какие-то выводы».

Альбина Ахмадиева, продюсер фильма: «Этот проект мне понравился тем, что герои не такие однозначные, а также своими яркими образами и аллегориями. Зритель сейчас избалован, и он с каждым годом меняется. Этот фильм более интеллектуальный, он заставляет думать. Людям, которые поймут глубину и то, что скрывается за картинкой, этот фильм определенно понравится».

Фото со съемок фильма
Фото со съемок фильма
Фото со съемок фильма
Фото со съемок фильма

Также актеры, которые участвовали в съемках данной картины, поделились своими впечатлениями от работы. Для кого-то это был и вовсе первый опыт работы на площадке, как, например, у Гузель Сафиной. Михаил Нечаев впервые попробовал себя в большой роли – он один из главных героев. А более опытный актер, прошедший большое количество съемок и работу в театре, Игорь Торбеев примерил на себя роль психолога, что показалось ему довольно интересным опытом. Все актеры отмечали дружескую и комфортную атмосферу на площадке и очень довольны участием в фильме и работой с открытыми и творческими людьми.

Анастасия Тински представила короткометражный фильм в жанре готик-драмы с примесью нуара «Туда, где горят фонари». Сюжет повествует о девушке Марго, которая пытается в номере отеля покончить с собой, пока ее планы не нарушает таинственный незнакомец. Фильм в готическом антураже, да и еще в российском кино – явление довольно редкое, и потому фильм Анастасии выглядит очень привлекательно. Свечи, работа над светом, колоритные костюмы, локации и диалоги – «Туда, где горят фонари» почти пиршество по изголодавшимся по готике зрителю.

Анастасия Тински, режиссер и сценарист: «Мой фильм может привлечь зрителя своей атмосферой и историей. Этот фильм – исследование человеческого противоречия и некоего болезненного состояния и попытка разобраться в том, что может заставить человека сменить вектор направления. Мне нравится доносить простые, обыденные вещи через иную реальность. Я считаю, что мы с командой выжали максимум из всего, что можно было сделать. И я хочу отметить, что мы все сняли за три ночи».

Кадры из фильма "Туда, где горят фонари", реж. Анастасия Тински
Кадры из фильма "Туда, где горят фонари", реж. Анастасия Тински
Кадры из фильма "Туда, где горят фонари", реж. Анастасия Тински
Кадры из фильма "Туда, где горят фонари", реж. Анастасия Тински

Анастасия в этот раз решила поработать с актерами-непрофессионалами и, судя по всему, с выбором не прогадала. Оба исполнителя главных ролей Полина Уланова и Ярослав Макаров до этого фильма не имели опыта съемок – для обоих был дебют в кино. Полина и Ярослав так же отмечают дружескую и легкую атмосферу на площадке, свободную работу со съемочной командой и благоприятную коммуникацию и поддержку со стороны Анастасии, как режиссера.

Фото со съемок
Фото со съемок
Фото со съемок
Фото со съемок

Сейчас оба фильма находятся на стадии постпродакшена: добавляют звук и музыку, делают перезапись реплик и работают над цветокоррекцией. И планируют выпустить фильмы в конце 2022 года. Также в планах команды создание Альманаха уфимских режиссеров – любой автор может снять свой фильм на заданную тему с рядом ограничений. Еще Анастасия Тински готовится к съемкам своего этно-хоррора. Ну и конечно, каждый режиссер студии и продюсер задумываются о полном метре.

Анастасия Тински: «Мне кажется, нашему российскому кино не хватает экспериментов и кино-культуры. У нас не происходит такого феномена, как в якутском кино. У нас нет культуры кинопросмотра. Что касается экспериментов: я люблю когда есть некая смелость, когда люди не боятся попробовать что-то новое. Только в экспериментах, попытках и рисках можно открыть что-то новое в кинематографе».

Исходя из всего, что было сказано, можно составить мнение, что кино – это не всегда индустрия, большой бюджет и огромное количество человек. Кино может начинаться с мысли, идеи и большого желания. Ну и конечно, куда без любви. И что еще немаловажно – это развитие. Каждый автор с каждым фильмом эволюционирует, стремится познать другие возможности и учиться на своих ошибках (а иногда и на ошибках других). Ну еще – это ощущение крепко сплоченной команды, где каждый может помочь другому в своих начинаниях. Как тут не вспомнить ненароком Годара с его «французской новой волной», когда люди просто собрались вместе, отмели почти все правила и законы и стали снимать свое кино, чем вызвали настоящую революцию. Может, сейчас в Уфе происходит что-то подобное?

Руслан Шайбаков: «У нас очень смелая команда, которая не боится выбирать какие-то смелые и экспериментальные подходы к кинопроизводству. Все авторы в Ризоме делают разное кино. И тем прекрасен наш состав команды, потому что каждый фильм – это опыт. Мы, молодые кинематографисты, ищем свой язык, свои способы передачи реальности. Я очень рад быть в такой команде и делать вместе с ними кино».

И это только малая часть того, что я услышал от команды Ризомы в тот вечер: все снималось и записывалось и войдет в серию роликов, которую выпустят на официальном ютуб-канале и в своих соцсетях. Если вы заинтересовались работами, не проходите мимо их страничек в ВК и Телеграмме, где публикуются не только новости, фотографии со съемок и сами фильмы, но и еще много полезной информации из мира кино и персональные рекомендации. Также студия планирует развивать дальше формат подкастов о кино под названием «Кинотоксикоз»: уже вышло несколько выпусков, где режиссеры Ризомы рассказывают о своих работах, а в будущем планируются полноформатные дебаты об искусстве кино и разбор наиболее злободневных вопросов.

И это очень здорово, что поистине творческие люди действительно пошли вслед за своей мечтой и творят будущее своими собственными руками. И впредь не собираются останавливаться на достигнутом, а развиваются, заглядывают за горизонты, ищут иные пути и свой язык и голос. Вполне возможно, что это загадочное слово «Ризома» мы услышим еще не раз.

Автор:Антон ФОКСИНСКИЙ
Читайте нас: