Все новости
КИНОМАН
18 Октября 2022, 13:36

Что трогает сердце в «Молодом кино Башкортостана»?

В субботу, 15 октября 2022 года в кинотеатре «Родина» состоялся показ четырех короткометражных фильмов – «Башкирские легенды», «Клюква Сталина», «Айназ», «Шифт».

Это уже традиционный праздник наших молодых режиссеров «Молодое кино Башкортостана», в этот раз его организовала Алина Шакирова из Молодежного центра кино. Перед показом в фойе выступал музыкант Марат Файзуллин (Татурас). Народ, причастный к фильмам, их родные и друзья, а также люди, интересующиеся местным кино, вовсю общались, фотографировались на фоне баннера и афиш. Царила радостная атмосфера предвкушения.

В кинозале перед началом показа с напутственным и вдохновенным словом выступила Зухра Буракаева, председатель Союза кинематографистов Башкортостана, а собравшиеся в лице Алины Шакировой поздравили её с получением премии Салавата Юлаева по театральной линии.

«Башкирские легенды»

Музыкант Марат Татурас был таки не случайный гость в этот день. Он являлся композитором и идейным вдохновителем фильма Рустема Гайсина «Башкирские легенды».

После показа фильма Марат и Рустем сказали несколько слов зрителям.

Марат Татурас: «Мне кажется, что эти башкирские легенды не раз представлялись, не раз осмыслялись. И здесь они вышли вот в таком вот виде.»

Рустем Гайсин: «На самом деле, мне хочется, чтобы каждый человек делал сам какие-то выводы.»

Марат Татурас: «Нет, тут не про объяснение. Тут хочется сказать про момент цикличности – создание мира, создание человека и деструкция этого мира человеком. В общем, здесь глубокая философская мысль именно в этих трех легендах. Это глубокое погружение в башкирскую метафизику. Вообще у нас концепция – подача обыденного в нетривиальном виде. Когда мы смотрим на один предмет и видим много всяких вариаций существования этого предмета, общий посыл – мы должны переосмыслять, должны быть смелыми в этом. Предлагать свои идеи, свой взгляд на то, что нас окружает, на то, что нам привычно. Переосмыслять и подавать в том виде, который на самом деле трогает сердце.»

Рустем Гайсин: «Мы хотим создать интерес к мифологии и традициям. Все, что мы делаем в этом русле и продолжается. Можно посмотреть предыдущие работы, например, с Альбиной Файзуллиной, они тоже в этом ключе сделаны. Мы не останавливаемся.»

«Клюква Сталина»

Следующий фильм «Клюква Сталина» – это притча о страхе, снятая в историческом антураже сталинской эпохи. Фильм представляла продюсер Анастасия Аскарова, режиссер Руслан Римович не смог приехать. Она вызвала на сцену всю съемочную команду. Затем слово взял Айнур Аскаров (он был вторым режиссером): «Было приятно работать. Особенно исторические фильмы делать сложно. Всегда это реквизит. Всегда это костюмы, артисты. Вообще это дух времени и стилистика картины должна соответствовать. На удивление, Уфа в апреле все нам предоставила. Городская администрация помогла. И я понял: в Уфе можно снимать кино, и так легко договориться – перекрыть там Советскую улицу, покататься там на Эмке. Это было очень здорово. Я благодарен нашему водителю Эдуарду, это коллекционер. Друг коллекционер автомобилей. У него много разных тачек. Эмка – «черный воронок» его. За пять смен мы сняли это кино. Спасибо творческой группе Булата Юсупова, которая приготовила кинопавильон для съёмок фильма «Рами» (премьера которого прошла буквально вчера-позавчера). Был этот павильон уже отстроен, и художник Алия Байрамгулова переделала для нас его сколько возможно. Было удобно, нам повезло. Когда много хороших людей хотят одного и того же – им всегда везёт. Поздравляю оператора-постановщика Вильдана Аскарова с дебютом, он этого достоин.»

«Айназ»

Следующий фильм был детский и назывался просто «Айназ» по имени главного героя. Режиссер Динара Абдрашитова не первый раз обращается к детской теме, мы уже видели её фильм «Гильза» о юных хоккеистах. Динара поблагодарила киноакадемию имени Н. Михалкова за поддержку при съёмках: «Это билетик в киномир. И я рада что воспользовалась этим билетиком. И ребята из Башкирии поступают, пытаются поступить. И надеюсь мы все вместе «башкирские киноакадемики» будем дружить и сотрудничать. Поприветствую нашу съемочную группу. Хотелось бы выделить Вячеслава Ложкового, оператора практически всех классных киноновинок из Башкирии. Слава приехал из Москвы специально на кинопоказ.»

Динара перечислила всех, говоря бесконечное спасибо. Запомнилось, что поблагодарила тех, кто ухаживал за овцами, потому что животных снимать было сложно – они были настоящие бараны, их снимали целый день, но из 20 дублей один оказался золотой. Поблагодарила Арслана Крымчурина, исполнителя главной роли – мечтательного мальчика Айназа.

«Шифт»

Сюрреалистический «Шифт» по замыслу режиссера Гульназ Галимуллиной должен вызывать шок. В ремарке жанр – написано драма, фантастика.

Из речи режиссёра Галимуллиной после фильма: ««Шифт» – это действительно сюр. Это киноцитаты, фильм, основанный на фильмах, которые основаны на книгах… о людях, которые находятся в поиске себя, которые проходят через испытания. Шифт мой первый короткометражный художественный фильм. Я режиссер-документалист. Когда меня пригласили, я думала, буду показывать фильм о праведнике мира Николае Киселеве, уроженце Башкортостана, который в годы войны вывел за линию фронта и тем спас 218 евреев. И все знают меня ещё как автора фотопроектов на тему этники. Вот эта тишина после просмотра – то чего я жду. После таких сложных непонятных фильмов я действительно молчу. И начинаю думать. Мне бы хотелось, чтобы каждый увидел свое. Я вложила много смыслов. Этот шок – немного уход в другой мир, немножечко со стороны посмотреть. Вопрос судьбы – главный вопрос, который ставится здесь!»

Лично мне запомнилась фраза, привожу по памяти, приблизительно: «Если можно проснуться в другое время, в другом месте, то можно проснуться и другим человеком». Вопрос только – каким человеком хочется стать и какова цена этого изменения.

Мы посмотрели в красном зале кинотеатра «Родина» четыре короткометражных фильма, таких разных по сюжетам и визуальной подаче – музыкальный фольклор, историческая быль, детский и сюрреалистический. Познакомились с четырьмя разными режиссерами и еще множеством других кинематографистов – продюсеров, операторов, художников, артистов. Увидели, как интересно и разнообразно развивается наш кинематограф, как богат наш край на новые имена. Ждем полных метров.

Автор:Галарина
Читайте нас: