Все новости
КИНОМАН
3 Июля 2022, 17:00

Подобно течению облаков

Скучное утро понедельника в одном из стандартных уфимских проектных офисов. После хороших семейных выходных потихоньку подтягивается народ. Я, стандартная инженеришка Ярослава Ивановна Простофилькина, ввиду уложившегося графика сижу на работе уже за полчаса до начала работы и с интересом и наблюдаю за происходящим вокруг меня.

В моем кабинете сидит пять человек, четверо уже на месте, не хватает только одного – моего хорошего друга и одновременно коллеги Диониса Дионисовича, который имеет обыкновение приходить на работу позже всех на полтора часа в связи со своим увлечением ночными сетевыми играми.

Итак, утро понедельника, все собрались на рабочих местах, находясь в состоянии релаксации после выходных, не хватает только Диониса. Наступает 10.30, в кабинет врывается Дионис. Быстро здоровается на ходу со всеми. И, кажется, всё, понедельник дальше будет идти по стандартному расписанию. Все расслаблено потянулись на рабочих местах, как вдруг Дионис задал вопрос:

– Смотрели новый фильм «Облачный атлас»?

– Нет, – ответили мы. – Что, интересный?

– Вообще очень интересный! Это лучший фильм, который я когда-либо смотрел! Он настолько интересен… это фильм с настоящим смыслом, – говорит Дионис.

Я тут же задумалась: как хорошо, что появился действительно стоящий фильм, давно не показывали по-настоящему интересных кинолент. Тут же пишу электронное письмо моей подруге с приглашением на вечерний сеанс киношедевра «Облачный атлас». В ответ получаю положительный ответ…

На часах ровно шесть: рабочий день закончен, задания на сегодня благополучно выполнены, обрисованы задачи на завтра, и с полным спокойствием мы с моей подругой начинаем свою культурную программу. Наступает долгожданный сеанс. И… происходящее на экране полностью переворачивает утреннее позитивное настроение. Единственное словосочетание, которым можно охарактеризовать три часа сеанса: «информационный понос».

Так о чем же был фильм, хотя данное определение и не подходит к этому проморолику?

На протяжении трех часов вперемежку идет развитие шести различных сюжетов, перемежающихся цитатами из Солженицына.

В сюжете про каннибалов по жестокости и красочности описания убийств кино далеко переплюнуло все фильмы ужаса вместе взятые. Когда описывается сцена, как человек из лучшего друга превращается в тихого свидетеля преступления, вся жесткость с акцентированием внимания на убийстве вызывает ужас у самого уравновешенного человека, тем самым насильно заставляя каждого зрителя погрузиться в процесс поглощения информации. И тут включается история про атомную электростанцию.

Одна журналистка ведет расследование загадочной смерти человека, которое приводит ее к атомной электростанции. В ходе сюжета выясняется, что на самом деле человека убили из-за того, что он обладал информацией о неисправности атомной станции и о скорой катастрофе, которую нефтяные компании в погоне за сверхприбылью хотят устроить так сильно, что готовы пойти на самые мерзкие поступки. Невольно возникают ассоциации с недавней трагедией на Фукусиме, и спрашивается: кого же тогда подразумевают авторы в роли этих нефтяников, если Газпром будет замещать дефицит энергии в Японии и Германии?

Идет переключение на следующий сюжет, про «голубого» композитора. Сцена начинается с описания красивого утра в некой комнате, куда вдруг начинают усиленно стучаться консьержи. И с шикарной кровати встает обнаженный мужик, а в постели любовным взглядом его провожает… другой мужик. Дальше выясняется, что тот, за кем ломились в номер, был гениальным композитором, но никак не мог продемонстрировать свой талант. Чтобы как-то продолжить работу над своим произведением, он отправляется к именитому композитору в качестве помощника. Этот старик описывается очень омерзительной личностью: скупердяй, маразматик, который не способен написать и ноты. И тут наш герой решил выдать свое произведение за идею старика. Последний соглашается, полагая, что он сам пишет гениальную симфонию. В дальнейшем старик начинает шантажировать парня: либо продолжать работать на него без прав на авторство симфонии, либо быть выброшенным на улицу. Главный герой убивает старика и убегает с рукописью. Он остается без средств к существованию и решает покончить жизнь самоубийством. На этом данный сюжет заканчивается. Каков же его смысл? Люди должны бороться за свои труды несмотря на то, что отвергнуты всем обществом.

Четвертый сюжет – про молодого адвоката, который страдал от редкого заболевания и по совету друзей отправился за лекарем на другой континент, где активно использовался труд чернорабочих. Наш герой отправляется на встречу и видит, как пятиметровый кожаный кнут планомерно ложится на спину бедного негра, а тот от безысходности пытается найти заступника. Герой, отыскав лекаря, отправляется на корабле вместе с ним домой. Но лекарь вместо лечения дает герою яд, и молодой адвокат с каждым днем все сильнее увядает. Казалось бы, судьба адвоката предрешена, однако на корабле оказывается тот самый негр, который сбежал от хозяина и просит нашего героя спасти его. Адвокат заступается за него, представляет капитану. И негр также отплачивает добром, спасая героя от убийственной дозы яда. В итоге адвокат отказывается от крупного проекта с использованием рабского труда и вместе с невестой отправляется бороться за права чернокожих. Смыслом данного сюжета можно выделить равенство всех рас и наличие носителей разных нравственных ценностей внутри каждой расы.

Пятый сюжет – про побег из дома престарелых нескольких пожилых людей, в чьих рядах и сам автор сценария. Повествование ведется от его лица. Описывать особо нечего, потому что непонятна смысловая нагрузка данного сюжета.

И самый неоднозначный, самый омерзительный сюжет – про биологических людей, которым скармливают переработанную массу из их же представителей (в фильме называется «биомылом»). Сюжет разворачивается в будущем: ведется допрос биочеловека. Таковых выращивают для того, чтобы они работали на нормальных людей (например, в сфере обслуживания). По истечении нескольких лет их отправляют на корабль, и все думают, что это свобода. Их провожают с песнями, отводят в отдельные кабинки, надевают шлем якобы для удаления чипа. Но, к ужасу зрителей, их голову распиливают пополам пневматическим инструментом. И дальше перерабатывают, как мясо животных. Смысл данного сюжета мне был непонятен, но то, что по омерзительности он превзошел все фильмы ужаса, – факт.

И как же столь разные по содержанию сюжеты могут быть связаны?

Оказывается, у главных героев сюжетов на самом деле одни и те же души, которые перемещаются от человека к человеку в разных поколениях. На то, что это одни и те же души, указывает наличие родимых пятен в форме падающей звезды. Но если основной смысл фильма – в переселении душ подобно течению облаков, то стоило ли с таким ужасом описывать столь чистый библейский мотив? Я думаю – нет.

На следующее утро я встала легко, несмотря на бессонную ночь, – у меня была четкая цель: разобраться в смысле фильма. Устроила опрос среди людей, восторженно всхлипывавших от этого «шедевра». Но, к большому удивлению, никто не смог дать вразумительного ответа на простой вопрос: в чем смысл фильма «с глубоким смыслом»?

И тут меня осенило: фильм-то со скрытым подтекстом!

Сюжет про журналистку и атомную электростанцию направлен против крупного газового гиганта, который сейчас будет поставлять газ в Японию и Германию для переработки в электроэнергию.

Сюжеты про каннибалов и «биомыло» направлены на то, чтобы показать, какие же мы рабы в нашей стране, раз боимся сказать хоть слово протеста, и что надо с этим бороться.

Сюжет с адвокатом – про то, что в борьбе все равны.

Сюжет с «голубыми»… Наверное, про чистую любовь, которую хотят видеть авторы в этой стране.

Лично я пожалела о потраченном впустую вечере. Да и моральную травму, которую получили я и моя спутница, деньгами не оценить. Теперь, дабы не травмировать свою слабую психику, я хожу исключительно на мультики, чего и всем советую.

Автор:Рамзия ИШБУЛАТОВА
Читайте нас: