В моем кабинете сидит пять человек, четверо уже на месте, не хватает только одного – моего хорошего друга и одновременно коллеги Диониса Дионисовича, который имеет обыкновение приходить на работу позже всех на полтора часа в связи со своим увлечением ночными сетевыми играми.
Итак, утро понедельника, все собрались на рабочих местах, находясь в состоянии релаксации после выходных, не хватает только Диониса. Наступает 10.30, в кабинет врывается Дионис. Быстро здоровается на ходу со всеми. И, кажется, всё, понедельник дальше будет идти по стандартному расписанию. Все расслаблено потянулись на рабочих местах, как вдруг Дионис задал вопрос:
– Смотрели новый фильм «Облачный атлас»?
– Нет, – ответили мы. – Что, интересный?
– Вообще очень интересный! Это лучший фильм, который я когда-либо смотрел! Он настолько интересен… это фильм с настоящим смыслом, – говорит Дионис.
Я тут же задумалась: как хорошо, что появился действительно стоящий фильм, давно не показывали по-настоящему интересных кинолент. Тут же пишу электронное письмо моей подруге с приглашением на вечерний сеанс киношедевра «Облачный атлас». В ответ получаю положительный ответ…
На часах ровно шесть: рабочий день закончен, задания на сегодня благополучно выполнены, обрисованы задачи на завтра, и с полным спокойствием мы с моей подругой начинаем свою культурную программу. Наступает долгожданный сеанс. И… происходящее на экране полностью переворачивает утреннее позитивное настроение. Единственное словосочетание, которым можно охарактеризовать три часа сеанса: «информационный понос».
Так о чем же был фильм, хотя данное определение и не подходит к этому проморолику?
На протяжении трех часов вперемежку идет развитие шести различных сюжетов, перемежающихся цитатами из Солженицына.
В сюжете про каннибалов по жестокости и красочности описания убийств кино далеко переплюнуло все фильмы ужаса вместе взятые. Когда описывается сцена, как человек из лучшего друга превращается в тихого свидетеля преступления, вся жесткость с акцентированием внимания на убийстве вызывает ужас у самого уравновешенного человека, тем самым насильно заставляя каждого зрителя погрузиться в процесс поглощения информации. И тут включается история про атомную электростанцию.
Одна журналистка ведет расследование загадочной смерти человека, которое приводит ее к атомной электростанции. В ходе сюжета выясняется, что на самом деле человека убили из-за того, что он обладал информацией о неисправности атомной станции и о скорой катастрофе, которую нефтяные компании в погоне за сверхприбылью хотят устроить так сильно, что готовы пойти на самые мерзкие поступки. Невольно возникают ассоциации с недавней трагедией на Фукусиме, и спрашивается: кого же тогда подразумевают авторы в роли этих нефтяников, если Газпром будет замещать дефицит энергии в Японии и Германии?
Идет переключение на следующий сюжет, про «голубого» композитора. Сцена начинается с описания красивого утра в некой комнате, куда вдруг начинают усиленно стучаться консьержи. И с шикарной кровати встает обнаженный мужик, а в постели любовным взглядом его провожает… другой мужик. Дальше выясняется, что тот, за кем ломились в номер, был гениальным композитором, но никак не мог продемонстрировать свой талант. Чтобы как-то продолжить работу над своим произведением, он отправляется к именитому композитору в качестве помощника. Этот старик описывается очень омерзительной личностью: скупердяй, маразматик, который не способен написать и ноты. И тут наш герой решил выдать свое произведение за идею старика. Последний соглашается, полагая, что он сам пишет гениальную симфонию. В дальнейшем старик начинает шантажировать парня: либо продолжать работать на него без прав на авторство симфонии, либо быть выброшенным на улицу. Главный герой убивает старика и убегает с рукописью. Он остается без средств к существованию и решает покончить жизнь самоубийством. На этом данный сюжет заканчивается. Каков же его смысл? Люди должны бороться за свои труды несмотря на то, что отвергнуты всем обществом.
Четвертый сюжет – про молодого адвоката, который страдал от редкого заболевания и по совету друзей отправился за лекарем на другой континент, где активно использовался труд чернорабочих. Наш герой отправляется на встречу и видит, как пятиметровый кожаный кнут планомерно ложится на спину бедного негра, а тот от безысходности пытается найти заступника. Герой, отыскав лекаря, отправляется на корабле вместе с ним домой. Но лекарь вместо лечения дает герою яд, и молодой адвокат с каждым днем все сильнее увядает. Казалось бы, судьба адвоката предрешена, однако на корабле оказывается тот самый негр, который сбежал от хозяина и просит нашего героя спасти его. Адвокат заступается за него, представляет капитану. И негр также отплачивает добром, спасая героя от убийственной дозы яда. В итоге адвокат отказывается от крупного проекта с использованием рабского труда и вместе с невестой отправляется бороться за права чернокожих. Смыслом данного сюжета можно выделить равенство всех рас и наличие носителей разных нравственных ценностей внутри каждой расы.
Пятый сюжет – про побег из дома престарелых нескольких пожилых людей, в чьих рядах и сам автор сценария. Повествование ведется от его лица. Описывать особо нечего, потому что непонятна смысловая нагрузка данного сюжета.
И самый неоднозначный, самый омерзительный сюжет – про биологических людей, которым скармливают переработанную массу из их же представителей (в фильме называется «биомылом»). Сюжет разворачивается в будущем: ведется допрос биочеловека. Таковых выращивают для того, чтобы они работали на нормальных людей (например, в сфере обслуживания). По истечении нескольких лет их отправляют на корабль, и все думают, что это свобода. Их провожают с песнями, отводят в отдельные кабинки, надевают шлем якобы для удаления чипа. Но, к ужасу зрителей, их голову распиливают пополам пневматическим инструментом. И дальше перерабатывают, как мясо животных. Смысл данного сюжета мне был непонятен, но то, что по омерзительности он превзошел все фильмы ужаса, – факт.
И как же столь разные по содержанию сюжеты могут быть связаны?
Оказывается, у главных героев сюжетов на самом деле одни и те же души, которые перемещаются от человека к человеку в разных поколениях. На то, что это одни и те же души, указывает наличие родимых пятен в форме падающей звезды. Но если основной смысл фильма – в переселении душ подобно течению облаков, то стоило ли с таким ужасом описывать столь чистый библейский мотив? Я думаю – нет.
На следующее утро я встала легко, несмотря на бессонную ночь, – у меня была четкая цель: разобраться в смысле фильма. Устроила опрос среди людей, восторженно всхлипывавших от этого «шедевра». Но, к большому удивлению, никто не смог дать вразумительного ответа на простой вопрос: в чем смысл фильма «с глубоким смыслом»?
И тут меня осенило: фильм-то со скрытым подтекстом!
Сюжет про журналистку и атомную электростанцию направлен против крупного газового гиганта, который сейчас будет поставлять газ в Японию и Германию для переработки в электроэнергию.
Сюжеты про каннибалов и «биомыло» направлены на то, чтобы показать, какие же мы рабы в нашей стране, раз боимся сказать хоть слово протеста, и что надо с этим бороться.
Сюжет с адвокатом – про то, что в борьбе все равны.
Сюжет с «голубыми»… Наверное, про чистую любовь, которую хотят видеть авторы в этой стране.
Лично я пожалела о потраченном впустую вечере. Да и моральную травму, которую получили я и моя спутница, деньгами не оценить. Теперь, дабы не травмировать свою слабую психику, я хожу исключительно на мультики, чего и всем советую.