Все новости
КИНОМАН
18 Июня 2022, 18:00

Орда внутри нас

На экранах России вышел фильм Юрия Арабова и Андрея Прошкина «Орда». Посмотрев его в 2012 году на 34-м ММКФ три раза, я поняла, что через два месяца пойду смотреть еще: вопросы, которые возникают в процессе просмотра, странно и долго живут внутри, при взгляде на сегодняшние реалии нашей истории...

Орда внутри нас
Орда внутри нас

...Капельками крови бегут буквы, неузнаваемо, не нашего языка, – сверху вниз, по некоей невидимой поверхности, на которой, наверно, вытиснены миллионы знаков всех языков всех народов и времен. Кровь, стекая, делает буквы зримыми. Но вдруг я узнаю в них мой родной русский! И я понимаю, это как ключ к смыслу всего, что мне дальше покажут на экране: безвестную эпоху, от которой археологи находят одни дыры и пепел, где мешались десятки народов, где ремесло и умение делать руками хоть что-то ценилось наравне с жизнью, где лечили и топили печи конским навозом, где женщины были исключением из правила, где, кажется, уже был Бог...

Эта эпоха Золотой Орды, о которой молчат учебники истории, а ученые спорят, что ели-пили татаро-монголы, какой этажности были здания в столице Орды, сейчас кажется дикостью. Но если перевернуть точки зрения, наверно, они смотрели бы на нас, сегодняшних, с «мигалками», ОМОНом, наушниками и кнопочным сознанием, как на диких идиотов. «Орда внутри нас» – как хорошо сказал Максим Суханов, исполнитель роли Митрополита и чудотворца Алексия в этом фильме. И она всегда в нас, как нарастающая энтропия (хаос и разруха), как желание всех «замочить» и поставить на колени.

Что же дает надежду и силы жить в этой исторической соляной кислоте и сере?

Мне кажется, вся творческая группа фильма «Орда» в процессе работы искала ответ на этот вопрос. Сценарист – человек, с которого начинается кино – Юрий Арабов, придумал всю эту историю путешествия Святого Алексия из Москвы в Орду для исцеления ханши Тайдулы на основании практически одного предложения в Житии святого митрополита Московского. Свою историю он начинает из Орды, глазами Орды, где один хан прилюдно на пиру душит брата-хана и занимает его руководящий пост; где римские монахи, как гастарбайтеры к верховному менту, приходят спрашивать, не соизволит ли великий хан помиловать христианские монастыри и святыни, когда пойдет на Европу. Где удивляются чудесам, а за фокусы – казнят. Где зимний голод мужчин почему-то не ведет к росту детского и женского поголовья в Орде, и женщин в кадре, как мне показалось практически не видно. Вот из этой самой незнаемой и невиданной страны где-то на уровне Астрахани приходит в дикую деревянную Москву запрос на чудо: ханша ослепла, говорят, если не исцелит ее митрополит Московский, москвичей вырежут, а город сожгут. Просто и ясно.

И начинаются наши местные, внутригосударственные реалии! Весьма колоритен, с мытьем ног в одном чане с крапивой, разговор Князя с Митрополитом Алексием и проводы Алексия в Орду, в конце которых весьма цинично атрибуты духовного пастыря, едва он вышел за черту города, полностью теряют к нему отношение, словно его уже вычеркнули из списка живых. Вот это по-нашенски, по-русски, жестко!

Бесконечные режиссерские находки постановщика Андрея Прошкина, детали, жесты, отношения сегодняшнего дня, в фильме – на каждом шагу и сверкают, как бриллианты на старой мешковине и парче. Создание этого коричнево-золотого пространства «невиданного города», смеси роскоши и нищеты, гордости и скотства, – несомненная удача и заслуга художника-постановщика фильма Сергея Февралева.

Сгустки человеческих отношений, распри семейные, противостояние материального и грубого тонкому и духовному, происходят внутри шатров и дворцов, выплескиваются на площади, в казни русских пленников, в издевательство над человеческим достоинством «духовных лидеров всех конфессий», в том числе митрополита Алексия, который не смог совершить чудо исцеления, ибо «Бог заказов не принимает» (Юрий Арабов).

И я ловлю себя на внутреннем вопросе: «Зачем Алексий, уйдя живым из Орды, повернул в степи и пошел обратно?!»

Мне кажется, постановщик фильма Андрей Прошкин, очень тонко, языком киноизображения, психологически работает с выстраиванием мыслей зрителя, очень актуально и правильно в нравственном плане расставляет акценты и вопросы. Приглашая не участвовать, а мыслить и чувствовать на тему, заданную историей. Это делает фильм очень актуальным для среднего и юного поколения – для возрастных категорий самых проблемных и конфликтных внутренне. Может быть, этот фильм чем-то поможет нашим мальчишкам, идущим с голыми руками на орды «космонавтов», посылаемым в горячие точки, в межнациональные конфликты. Мы не знаем, чего глобально от нас хочет Бог, мы можем предполагать, что Он, еще с Райского сада, ждет от нас правды и любви.

Автор:Марина КОПЫЛОВА
Читайте нас: