Все новости
КИНОМАН
17 Апреля 2022, 15:00

В Топях да не утопнут…

По сути это нонсенс какой-то: я вдруг принялся смотреть мини-сериал «Топи» на сайте «КиноПоиск». Между прочим, премьерный показ. Обычно отечественные киноизделия ширпотреба я пропускаю мимо; даже подглядеть в «замочную скважину» минут на десять нет желания. А тут что-то примагнитило прямо-таки. Сериал молодёжный, во всяком случае действующие главные герои представляют золотую молодёжь, живущие в полном достатке. Стоит сказать, что сериал-триллер снят по сценарию Дмитрия Глуховского, что известен своими романами «Метро», «Текст».

Как раз превосходная «заманиловка» для молодых, ибо Глуховский… уж что что, а он у них на слуху. Фактически культовый писатель. И для геймеров в том числе. В «КиноПоиске» к тому же очень упорно, навязчиво рекламировался этот фильм, занимая собою почти пол-экрана на мониторе. Ага! Мистика, триллер… и что же наши наворотили? Хотелось бы знать. Одним словом, я клюнул! Запустил первую серию. Опенинг (заставка, вступительные титры) вполне качественно выполнен с изумительными графическими вкраплениями. Ощущается надвигающееся напряжение. И сопровождающая музыка… как ползущая змея, очень точна в мистической истории; в исполнении АИГЕЛ российского электронного хип-хоп-дуэта. Что же, вступление весьма интригующее, обещающее втянуть зрителя, меня в рискованную авантюру, в непонятные «мистерии», возможно в бездну.

И первая серия всё же разочаровала своим условным, явно топологическим вхождением. К актёрскому составу претензий нет: играли как могли в рамках своей роли. Иван Янковский (внук Олега Янковского), Тихон Жизневский (блеснул ещё в кинокартине «Огонь»), Анастасия Крылова (с печальными глазами), Катерина Шпица (её вообще было очень мало), Софья Володчинская (её вторая роль в кино), Максим Суханов (ну, клоун и есть клоун, но страшный клоун). А разочарование в том, что вся серия сплошной шаблон… и шаблоном погоняет. Подобных фильмов, в духе «собралась молодая компания ехать в одно место» несчётное количество, целый легион. Под конец первой серии и вовсе блеснул жирный-прежирный спойлер с аварией машин. В результате, стало ясно как день – о чём будут говорить следующие серии. И, казалось бы, смотреть дальше нет смысла. Дмитрий Глуховский всё-таки не волшебник и ему не под силу выдать что-то сверхмощное, сверхударное… новую сверхидею, одним словом. Такое поначалу сложилось моё мнение после просмотра первой серии. Но решил честно просмотреть все остальные части мистического триллера, в каком-то смысле хоррора. А вдруг развернутся потусторонние интриги куда-то не туда?..

Древний монастырь в деревне «Топи», куда и отправились главные «герои нашего времени». Мини-сериал снимали в Беларуси – на натурной площадке киностудии «Беларусьфильм» неподалеку от деревни Каменка Смолевичского района Минской области. И у каждого персонажа своя маленькая история жизни, что подаётся в начале сериала. У одного героя-бизнесмена, создателя типа «Tik Toka» – онкология и все ценности жизни, понятное дело, потеряны. Второй – журналист либеральных взглядов, готовый за сенсацию, за правду (сомнительную) мать родную продать. В целом, он получился излишне карикатурным, дурковатым. Третья – тихоня с грустными глазами, потеряла родную сестру. Набожна, замкнута. Четвёртая – попытка суицида, но игрив у неё достаточно характер. Четвёртая девица и вовсе сбежала с места преступления, после свершённого ею убийства в состоянии аффекта. Как ни странно, но ни одному персонажу в фильме не хочется сопереживать, никто не вызывает искренних симпатий. А можно так и нужно? Такова задумка автора.
Ещё один момент. Во время просмотра сериала я не удержался и почитал кучу кинорецензий на «Топи», в том же «КиноПоиске». Шквал негодования сыпется на сайте как из рога изобилия, и до сих пор критики не уймутся. Чего только не приписывали авторы постов кинокартине. Якобы – это чернуха! Как надоели вы со своим распадом, «гниением» деревни. Опять беглые зэки, милиция (почему не полиция?). И голышом бродят некоторые индивидуумы. И почему у всех живущих в деревне «Топи» такие уродливые рожи? У большинства во всяком случае. И главное, намесили в фильме всякого, что не разобрать. Винегрет почти. У автора не всё в порядке с логикой. Примерно таковы высказывания недовольных.

А мне, что греха таить, сериал понравился. И где-то с третьей серии я втянулся во весь этот шабаш. Глуховскому стоит отдать должное: он пошёл по любопытной и даже непривычной схеме в сюжете. Если в начале фильма он выдал, можно сказать, толстенный спойлер, так сказать, раскрыл все карты относительно будущих действий персонажей и что за место – эти Топи. То позже появились сомнения: нет, слишком будет всё витиевато, сложно… Провалился я и герои фильма в кроличью нору. А дальше ещё глубже нора. Более того, повсюду расставлены «метки-символы», ведущие то к одной версии, то к другой с навязывающим липким вопросом: «Что же на самом деле в Топях произошло?» Даже когда зритель досмотрит до конца, всё равно останется куча вопросов без ответов. Да, на поверхности воды как бы ясненько всё, а если нырнуть?.. Зачем какой-то круг у беглых (бедных) зэков, который никому нельзя переступать, даже Хозяину? А что за водица в деревне, которую почти все пьют? Что за мужик в дряхлой шубе? Постоянно слоняется по улицам, и не говорит ни одного слова. Безъязыкий какой-то. И что за переходы-симбиозы: старость и молодость, дочка и мать, худущий мужичок как скелет и попугай? Почему со смартфона можно дозвониться до города, только найдя нужную точку в зоне доступа, если по кажущейся задумке автора такового быть не должно. Священник монастыря проживает как будто «день сурка». А топор Хозяина? От обезглавливания и вовсе в дрожь берёт. Намешана действительно огромная куча… куча-мала какая-то. Бессмыслица? Ералаш? Нет. Каждый кирпичик подогнан ровненько к кирпичику, уж постарался писатель. Лишних деталей, пустых «тёмных чуланов» нет в картине. Прямо как у Иеронима Босха. Каждый забитый гвоздь знает, для чего он забит в стенку. Только надо внимательно вглядываться в каждый кадр сериала.
Много серого и ужасного, конечно, – что есть, то есть. Умирающая будто Россия, её глубинка: кособокая и уродливая. И время остановилось на отрезке вечности. Удачно вмонтированы клиповые кадры с саундтреками АИГЕЛ, с фольклорным ветерком, что ещё больше нагнетает и без того мрачную атмосферу. Этот «эстетичный» ход мне по душе. Высокоуровневый вышел фильм, такого в голливудских картинах точно не увидишь. Многоходовые фильмы и они умеют снимать, но с упором только на свою единоличную статику. Наше нутро им не постичь. И не надо. Мы должны сами себя показать, похвалить, обличить, разорвать рубашку на груди, прокричать во весь голос и показать всем кукиш. А сериал-то получился! Мистика, триллер с нашим российским колоритом, как и должно быть. И мы не лыком шиты.
Автор:Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: