Все новости
КИНОМАН
10 Апреля , 17:00

Танцы, танки… Т-34

Нагрузился попкорном – с ведерками двумя. Водички, этой как ее… а не важно, чтоб во рту, главное, не пересыхало. Уселся поудобнее я в кресло, щелкая волшебными кнопками на пульте.

Звук накрутил «супер-пупер» в колонках. Не до предела, конечно, – скорее до уровня приятного грохота… ну, чтоб взрывы были как взрывы, а сопровождающая музыка и голоса персонажей звучали на высоте «плавающего поплавка». Не глухо и не настолько громко! Монитор television set на нужное кино. И поехали! Смотрю хит начала этого года – фильм Алексея Сидорова («Бой с тенью», сериал «Бригада») «Т-34».

Кинокартина наделала шума (и шума неимоверного) в новогодние каникулы, привлекая огромную массу зрителей в кинозалы. Старт начался сразу 1 января 2019 года. Не хиленький бюджет по российским меркам киноиндустрии – 600 000 000 рублей, а набрал в свою копилку «Т-34» за праздники порядка 1.8 млрд. рублей. Не слабо!
Начало! Как только пробежали ворохом лейблы спонсоров, а их насчитал аж шесть штук, и заглавие фильма – сразу меня, как зрителя – в бой. Что сказать, картинка – загляденье, будто с сочными мазками художников-гиперреалистов, где синий цвет намного синее, и белый – белее белого. Компьютеры с прогой «3D MAX», «Mental Ray» или что еще – постарались на славу. Что немаловажно, не весь фильм сдобрен спецэффектами с вездесущим «хромакей». Для фильма было выстроена более 25 масштабных декораций, среди которых русская деревня, лагерь для военнопленных, немецкий полигон и железнодорожная станция. Некоторые массовые съемки проходили под настоящим проливным дождем – два дня. В первый день люди настолько замерзли, что съемочной группе пришлось увеличить ставку и без того высокую.
А я?! А я смотрел с открытым ртом, как шестилетний ребенок. Или почти?.. С первого кадра захватывает.
На то и был расчет киношных ремесленников. Лихо несся герой (танкист!) Александра Петрова в полуторке, везя бойцам кухню на передовую. А тут, на беду, танк немецкий с стягом на башне нарисовался – наверно, чтоб зритель лучше визуально разобрался где «наши и «не наши». И как истинный ариец… фу, ты… как охотник-профессионал начал ловлю за бедной грузовой машиной. А что Петров? Вернее, главный супергерой в фильме – Ивушкин, он с врожденным чутьем стал ловко уворачиваться от летящих бронебойных, осколочных снарядов, цепко считая секунды. Последний снаряд неудачно врезался в столб – именно врезался, по всем канонам драматургии. От толчка столб разломился, как школьный карандаш. И никакого бабаха!!! По всем канонам гротеска, комедии.
И первая небольшая сценка задает тон всей кинокартине. И бог с ними, с ляпами! Кто ляпы не делает, тот и ненастоящий кинорежиссер!
Вау! Ого! Одного ведерка с попкорном уже нет. Опустошена. Во время просмотра голод всегда прорезается, особенно если смотришь что-то ошеломительное. «Т-34» можно смело завалить воздушными шариками, рождественскими печеньками. Смотрится на одном дыхании… на одном вдохе.
Как только откатался Ивушкин на полуторке, он тут же садится в технику посерьезнее – в танк. От его танка единственного зависит судьба боя, страны. Враг стоит у Москвы. На этот раз столкновение с танковой армадой, но ничего – Ивушкин и не такое видывал. Все выдюжит солдат, – точнее великая четверка танкистов. В этом бою было все: умелое маневрирование, сходное с фильмом «Матрица», где герои уклонялись с гибкостью кошки от летящих пуль. Хитрая «игра в прятки» с обязательным разрушением бревенчатых домов, школы.
А какое изумительное slow motion – съемка в замедленном движении. Любо смотреть на летящий снаряд, что медленно «въезжал» в броню танка, разрывая словно фольгу. Поражают ошметки огня с разрастающейся кинетической силой. Очень может быть, зрители в кинотеатрах визжали от восторга. И я не хуже! Я тоже визжал и топал от волнения ногами! Поедал остатки попкорна, не замечая ссыпающихся частиц на пол. Широко раскрытый глаз мой горел. Волосы то и дело вставали дыбом на остром моменте сюжета. Фильм не дает передышку – постоянно брызжет адреналин. И некогда сходить в туалет.
С середины фильма накал нарастал. После мытарств в концлагере Ивушкин становится избранным – никак не меньше. Немец углядел в нем невероятные способности, благодаря которым сможет переломить ход истории Третьего рейха, – тогда шел 1944 год. Так прямо и было заявлено. Он в качестве танкиста на трофейном Т-34 будет «на себе» отрабатывать навыки молодых курсантов. Для чего и специальный полигон построили: с песочком, с тропинками, с кустиками. Что – Ивушкин?! А Ивушкин – тертый калач! Замыслил кое-что покруче! Угоню-ка я со своими друзьями-гладиаторами тяжеловесную «игрушку», и по трасам немецкой Европы прямиком за линию фронта – к своим, до чехов 300 километров. «Избранные» чуют положение вещей на войне и радио нет необходимости слушать. Опс! И снаряды боевые завалялись случайно… Немцы же тупые, не заприметили их в башне танка и не увидели, как снаряды перепрятывали военнопленные.
Ведь сладилось дело! Как нарочно, подружка, военнопленная-переводчица, топографические карты принесла, – нашла, где выкрасть. По дороге, само собой, на бензозаправку заскочили, попутно пугая местных откормленных фрау и фрейлин. И как же, будучи в Германии (или где они там?), не выпить кружищу пива. Героям вначале пути фартило, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И я за них искренне радовался, будто сам с ними лихачил, и радовался свободной жизни. Фрицы медленно же разворачивались, соображали, в особенности, романтик Ягер, глядевший на «событие» козлиным прищуром. Да и найти этих беглецов-зайчиков, – поди не так легко на оккупированной немцами территории. Старушка Европа не так мала, как кажется на первый взгляд. В конце концов, а этого никак не избежать, – их обнаружили. И в каком-то крохотном городке, в забытом Богом месте – устроили засаду: танковую.
И завязалась, как и в начале фильма, схватка, где вновь изобразил мастерство, интуитивное чутье персонаж Александра Петрова. Железо вражеское в стружку, дым всюду коромыслом, «хождения» сквозь стены и прочие правдоподобные чудеса. Сцены вышибали слезу наверняка у зрителя, а, значится, и у меня тоже. В результате, как можно догадаться, сошлось все на happy ending. Иначе и быть не могло! Когда бежали титры под песню «Бери шинель, пошли домой» я понял – эйфория закончилась. Пора уразуметь, что же такое было на самом деле!
Теперь серьезно! Художественный фильм, повторюсь, Алексея Сидорова «Т-34» – не о войне, не о Великой Отечественной войне двадцатого века. Буквально походу, пока писалась эта статья, я краем уха услышал в новостях на канале «Культура» от комментатора, что «Т-34» не о войне, а о боевом духе. Выходит, и другие понимают – здесь что-то противолежащее… А, лучше бы сказали просто: «Картина представляет собой приключенческий экшен с восхитительными танковыми сражениями». Не более!
Почему не о войне? Для начала, мы все прекрасно осознаем: Вторая мировая война для нашей страны – это вечная история, отголоски памяти. Испытание, которое преодолели. Что не скажешь о Европе. И потому, имел ли право Сидоров подавать свой «шедевр» в развлекательном ключе? И немец у него – немец, а не фашист, узурпатор. И концлагерь без «острых болезненных углов». Военнопленного Ивушкина, бежавшего семь раз из плена, и не назвавшего своего имени и звания, до сих пор держат в живых? Разве не нонсенс?! Конечно, посыл автора понять можно – его стремление демонстрировать фильм не только на просторах своей страны, но и за рубежом. Ему нужна касса. Отсюда столько невыносимой для меня и для кого-то еще сглаженности, политкорректности – ну прямо хлебушек с вкусным бутербродным маслом. А то, что подобное «киноявление» может оскорбить наших ветеранов, которых осталось горста – то ничего! Переживем!
Вообще, старшее поколение, насколько я знаю, не воспринимает никак, не смотрит кино, носящий нрав «боевика», где есть бессмертный, всесильный протагонист и с хитринкой противник, который в конце, так или иначе, погибает. Шаблон, набивший оскомину молодым и шаблон, не приемлемый для старшего поколения! В наши дни отечественные кинематографисты все чаще рьяно покушаются, на то, что свято. В память о войне – стараются заработать деньжат.
Наблюдается занимательная тенденция. В советские годы фильмы о войне, рассказанные очевидцами, носили характер патриотизма, отваги и ровного подчинения. В годы перестройки – пошла волна «правды». А как же было на самом деле? Сейчас – война с игрушкой-погремушкой с чеканной картинкой, и с посылом – как же было тогда убойно весело. И кивают в сторону зрителя – присоединяйтесь! Действительно увлекаешься, «поедаешь» кинокартину от начала до конца, не нажимая на паузу, даже на несколько секунд. И после просмотра, после прошедшего отупения – приходит осознание того, что так фильмы о отечественной войне наших дедов снимать нельзя. Нет отклика в душе. И не саднит сердце.
Немного о боях! Симбиоз вселенной Marvel и компьютерной игры «World of Tanks» – есть некоторое сходство. Или, слышал я гуляющую шутку – «Танцы на танках». Сам бой, в начале фильма и в конце, кажется микроскопичным. Радиус охвата на площадке тоже мал. Вся заварушка тянет на дуэль двух индивидуумов. Ну да ладно, масштабные бои требуют огромных ресурсов, и соответственно умение съемочной группы руководить многочисленной массовкой. Так что, простим фильму его изъян!
Когда снаряд касается брони – танкисты «вечно орущие» отрубаются. Немец, он же медленнее черепахи, никак не может толком развернуть башню. И тут наши снова бодры, веселы и шарахнули по немцу, что мало не покажется. И так несколько раз. И почему барабанные перепонки у них не лопнули?! Относительно «замедленного» кадра, – устаешь от этой лепоты через полчаса просмотра. Боюсь, ошибиться, но в фильме нет ни одного снаряда, летящего с нормальной скоростью. Саша Петров почему-то выглядит так, будто он под хмельком. Или показалось.
Напоследок я скажу! Для справки. «Т-34» является ремейком советского «Жаворонка» 1965 года, снятого по пьесе Самуила Алёшина «Каждому свое!». Написана она была по реальным событиям: немцы в 1942-м году испытывали
на полигонах силу своих бронебойных боеприпасов, а качестве мишени использовали трофейные Т-34, которыми управляли военнопленные. И одному танку удалось вырваться из кольца огня, после чего он два часа колесил по окрестностям. И все завершилось трагично: сбежавшего фашисты превратили в решето, а командира экипажа повесили. Пьеса историю немного приукрашивает. Однако об этом официально не было заявлено, хотя режиссер Сидоров и не скрывал, что это ремейк.
Попутно «тридцатьчетверке» вышли фильмы «Танки», «Несокрушимый» в прошедшем году, на танковую тематику. Они терлись друг об дружку, стараясь каждый обойти другого. В итоге финишировал вышеназванный мною фильм, которому хвалу и славу я петь не намерен.
Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас в