Все новости
КИНОМАН
1 Марта 2022, 14:00

«Не смотрите наверх», или По ком звонит колокол?..

В конце прошлого года, 24 декабря, Netflix представил премьеру нового фильма Адама МакКея. «Не смотрите наверх» – такое название получила кинокартина.

Фильм является примером занятного альянса – «терпкой» политической сатиры и ироничного блокбастера «на злобу дня». Кинолента вызвала споры у ведущих кинокритиков и стала одной из самых обсуждаемых премьер уходящего 2021 года. Звездный состав (Леонардо Ди Каприо, Мерилл Стрип, Кейт Бланшет, Дженифер Лоуренс) добавляет колорита в котёл восприятия «кинополотна». В своем новом творении МакКей говорит о насущном: о месте науки в современном мире и о месте мира в науке. А также о том, что «рыба гниет с головы».

Режиссёр, снявший такие бестселлеры как «Игра на понижение» и «Власть», нарочито непринуждённо ведёт свободный ироничный диалог на серьёзные темы, тем самым получая овации и презенты от маститых икон кинематографического Голливуда. Со своим зрителем МакКей говорит об относительном мире в реальности, где правит пресловутый хайп, множественные лайки и черный пиар. Картина наполнена тонкой иронией, вернее даже интеллектуальным стёбом. Можно по-разному относиться к ленте, но это то кино, которое мы заслужили именно сейчас. Попробуем разобраться почему.

Аспирантка Кейт Дибиаски (Дженифер Лоуренс) обнаруживает комету и рассказывает о внезапной находке своему научному руководителю Рэндаллу Минди (Леонардо Ди Каприо). Научная редколлегия проводит работу по исследованию космического тела, в ходе коей выясняется, что «комета Дибиаски» летит по направлению к нашей планете. Вероятность столкновения астрономического объекта, достигающего до 10 километров c Землёй, близится к ста процентам.

На логичный зрительский вопрос «Что это?..» можно предположить ожидаемый ответ – «Это конец света!». Далее происходящее на экране становится всё более абсурдным и дело даже не в надвигающейся угрозе для жизни, а в поведенческих резонансах героев. С лёгкой руки отдела планетарной обороны доктора Оглторпа (Роб Морган) героям организуют «свидание» с президентом (коего играет непревзойдённая Мэрил Стрип) и её секретарём и сыном (Джона Хилл), которых событие волнует только в качестве потенциальной возможности самопиара. Ведь проблемы главы государства сейчас куда серьёзней. Рейтинги ползут вниз. Фильм искрит обилием занятных сценических находок. Одной из самых ёмких метафор ленты стал привет нетленной классике Микеланджело Буоноротти и его «Сотворению мира». Кадры транслируют тянущиеся друг к другу руки, но руки не могут сомкнуться из-за мобильного телефона в одной из них. Мобильная связь и социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни и порой именно они являются главной преградой для установления «живого» контакта человека с миром. Реальные ощущения, полученные от запахов и цветов, созерцание природы и неподдельного искусства, уважение к жизням других людей – все это обесценено масс-медиа и количеством лайков в социальных сетях. Общественные устои доведены до абсурда. «Я узнала о времени столкновения кометы с Землей в диетприложении. Это произойдёт когда кончится моя диета» – заверяет героиня Лоуренс. При просмотре фильма возникает параллель с другим удачным шаржем на современность последних лет под названием «Мертвые не умирают» Джима Джармуша (2019). Но если в сюжете Джармуша после сдвига полярной полосы, вследствие алчности корпораций, жители маленького городка подвергаются нашествию зомби, которые истребляют оставшееся человечество, то у МакКея зомбирована уже вся планета. Люди «не способны посмотреть наверх», обратить внимание на сигналы Вселенной.

Удался ли шарж на современность, в котором показаны все слои общества, все проблемы и чаяния «маленького человека» с его вечной чеховской дилеммой а-ля «то ли чая попить, то ли повеситься», если, конечно, он ещё не посмотрел наверх? На мой взгляд, безусловно. Завершить свое киновпечатление хочется известной цитатой английского поэта ХVII века Джон Донна: “А потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол, он звонит и по тебе…“, но чтобы его увидеть нужно «посмотреть наверх».

Автор:Ольга ЖУРАВЛЕВА (Гера Столицына)
Читайте нас в