Все новости
КИНОМАН
28 Февраля 2022, 11:26

Камон на «Camon…»!

В феврале в российский прокат вышел новый фильм с Хоакином Фениксом – «Камон, Камон» («Давай, Давай») режиссера Майкла Миллса. Картина названа в честь одноимённой песни «The Von Bondies» не просто так. Фильм обыгрывает представленные в песне горевание и проблему коммуникации, а также совмещает игровое кино и документалистику.

“ Camon, camon” кино для эстетов, любящих красивое, неспешное, глубокомысленное, для тех, кто с лёгкостью предпочтёт перечным ужастикам, призванным пощекотать нервишки, ламповый двухчасовой инди-фильм в лучших традициях классической годаровской «новой волны». Для тех, кого в кинематографическом искусстве интересует главный альянс – глубокий смысл и эстетика кадра. Для тех, кому пришлась по вкусу классика – знаменитая «Алиса в городах». Главный герой этой чёрно-белой ленты Вима Вендерса – немецкий журналист. Мужчина колесит по восточному побережью США. Знакомится с женщиной по имени Лиза и её дочерью Алисой. Рейс задерживается, мать внезапно сбегает, оставив девятилетнюю Алису с новым знакомым. Так начинается путешествие по городам. Возможно, Миллс вдохновился идеей коллеги-классика, очень уж сходны темпы, сюжетные линии и колорит. «Камон» и для тех, кто ожидает талантливое кино о родительстве, о материнской любви, отличное от цветисто-драматических лент Пэдро Альмадовара. Кстати, фильм Миллса вышел в мировой прокат в унисон другому – ленте Педро Альмадовара под названием «Параллельные матери». Альмадовар тоже повествует о глубинах «океана материнства». Но – иначе.

Майкл Миллс, режиссёр фильмов «Женщины XX века» и «Начинающие», является не только режиссёром своего нового творения, но и автором сценария. Он стал номинантом на премию «Оскар» за лучший сценарий.

Главным достоинством фильма можно, безусловно, считать то, что Миллсу удалось снять совершено красочное по восприятию эмоций и образов кино, несмотря на тотально черно-белый колорит. Оказывается, режиссёр изначально видел “Camon…” только «black & whitе». В одном из своих интервью Майкл признался: «Вы не часто видите чёрно-белые фильмы о детях, и я знал, что это поможет зрителю серьёзнее относиться к герою. Это отвлекает внимание от всех текстур в цветовом мире и позволяет вам просто смотреть на человеческие лица».

Действительно, без детального рассмотрения героя, точнее, лиц героев здесь не обойтись. Тем более, что главное «героическое лицо» – мальчуган девяти лет. Но обо всем по порядку…

Кино Майкла Миллса рассказывает нам о глубоко одиноком, тонко чувствующем и бесконечно уставшем от жизни радиожурналисте по имени Джонни. Работая над серией программ с концептом «Дети и подростки о современном мире», мужчина путешествует по стране. Джонни задаёт подрастающему поколению одни и те же вопросы «о добром, прекрасном, вечном»… Здесь хочется вновь отступить от темы, дабы упомянуть еще один прекрасный фильм, похожий по стилистике на «Камон».

Это старый добрый советский арт-хаус под названием «Любить». Черно-белая лента режиссёра Михаила Калика представляет собой несколько новелл о любви, соединенных кадрами кинохроники конца 60-х годов. Авторы ставят перед зрителями простой вопрос: «что значит любить?».

Но, вновь camon к «Камон».

…Во время путешествия герой навещает сестру Вив и её сына Джесси. Матери мальчика приходится отлучиться, чтобы помочь бывшему супругу, имеющему серьёзные психосоматические расстройства. Женщина уезжает к мужу в другой город. Джонни остаётся присмотреть за племянником. Мужчина и мальчик почти не знакомы. Первые трудности в общении тандема «дядя-племянник» начинаются с момента, когда обнаруживаются внезапные «скелеты в шкафу» психики мальчика. Оказывается, от сложностей во взаимоотношениях с мамой и переживаний родительских конфликтов девятилетний ребёнок прячется в пресловутую «кроличью нору» под названием «навязчивые фантазии о своём вымышленном сиротстве». Вымышленный мир ребёнок (невероятно смышлёный для своих лет) обильно выплёскивает на обескураженного дядю. Взрослому впору бы отказаться от продолжения «каникул Карлсона и Малыша», но он уже пообещал сестре. И «усатый нянь» берёт мальчика с собой в путешествие по Америке. В итоге мальчик становится не только помощником журналиста в подготовке его материала, но и «соучастником» создания детских монологов. На вопросы Джонни ребёнок порой даёт неоднозначные ответы. Это заставляет взрослого мужчину со сложившимся мировосприятием посмотреть на многие вещи по-новому.

Замечательно, что в «Камон…» художественно показаны контрасты и даже некоторое сходство героев. Рассуждая о мире, вражде и любви, взрослый пробуждает в себе внутреннее дитя, вспоминает собственные детские проблемы и умозаключения. Мальчик, напротив, анализирует свои экспрессивные порывы. К ребёнку приходит понимание того, что иногда в своих шалостях нужно вовремя остановиться, а умение попросить прощение вовсе не признак слабости, а напротив.

Знаковым персонажем является, конечно, и Вив, мама Джесси, которая изо всех сил старается быть достойной матерью для своего мальчика. Женщина разрывается между абсолютно безусловной и жертвенной любовью к подрастающему сыну и психически неуравновешенному мужу. Но есть грань между появлением внимания и собственным психозом тонка, Вив застревает на проблемах мужа. Тем самым вызывает ревность и неуверенность сына.

Виртуозному перевоплощению «наших героев» хочется посвятить отдельный абзац, а то и ни один.

Хоакин Феникс, безусловно, талантливейший актёр современности. «Маэстро перевоплощения» известен по ролям в таких искромётных шедеврах как «Она», «Джокер», и «Гладиатор». Возможно, актёр устал от ролей клоунов с маниакально-депрессивными расстройствами, мускулинных альфачей или романических ботаников. И «Джокер», словно птица Феникс, решил возродиться в образе Джонни. В нынешней реинкарнации маэстро по-прежнему «как рыба в воде». Герой его угрюм, спокоен, прост, невероятно обаятелен своей «всамделишностью». Персонаж Феникса представитель того типа мужчин без утрированной мускулинной деспотичности и безумия. Но, вместе с тем, не лишённый мужественности. Джонни не лишен и простого человеческого благородства и чувства справедливости. Следя за развитием события сюжета, мы видим, что мужчина довольно быстро проникается внутренним миром ребёнка. Джонни читает племяннику сказки, рассказывает о мире, учится слышать и, главное, понимать природу фантазий ребёнка. Актёр в этой роли очень убедителен, с первых кадров веришь и в усталость, и в радость Джонни. Ничего, по умолчанию, не требуя замыленным зрительским глазом, очаровываешься бесконечным актёрским обаянием. Хочется смотреть и смотреть, не отрываясь, плывя по течению «лампового фильма» в унисон его мелодий. К слову о мелодиях… Хочется отметить саундтрек, над которым работали братья Десснер из группы «The National» и операторскую работу Робби Райана («Фаворитка», «Брачная история»).

Сейчас о том, кто по праву заслуживает свой Лавровый венок – это исполнитель роли Джесси Вуди Норман. 11-летний актёр прекрасно справился с отведёнными ему задачами. Это первая «большая» роль Вуди. Ранее юное дарование было замечено лишь в эпизодических ролях в сериалах «Белая королева» и «Полдарк». По словам Миллса дарование с удивительной самоотверженностью и выдержкой выдерживало самые сложные монологи.

«Камон..» воспринимается даже ни как название картины, а как призыв посмотреть фильм и, возможно, открыть глаза на очевидное, но хорошо позабытое «под грузом быта», так сказать. А именно на то, что и добрые и злые поступки, а также наши чувства и эмоции, эмпатии и антипатии взаимосвязаны подобно деревьям, соединяющимися друг с другом через невидимые корневые сети. Об этих деревьях и сетях не случайно упоминает персонаж Вуди Нормана в одном из сильнейших диалогов картины. А потому самой важной человеческой способностью для всех людей, независимо от наличия кровнородственных связей между ними, является умение слышать друг друга. Камон!

Автор:Ольга ЖУРАВЛЕВА (Гера Столицына)
Читайте нас: