Все новости
КИНОМАН
8 Февраля 2022, 17:46

Хочу смотреть вверх

Есть предположение, сатирическая кинокартина «Не смотрите наверх» 2021 года прыгнет в «дамки» – отхватит золочёную статуэтку «Оскар» в этом идущем (кое-как) году. Ну, одну – точно! Хотя в январском «Золотом глобусе» фильм номинировался в четырёх номинациях, но почему-то ничего не получил. И если учесть, что сейчас доминируют тенденции социального кино, то вполне вероятно, «Не смотрите наверх» не уйдёт с пустыми руками. Что-то да унесёт в своём большом мешке… с подарками.

Когда в последний раз снимали настоящую сатиру, от которой бы продирало, болело, саднило от колко-режущей правды? Чтобы вот так взвихрить, расчесать мировое сообщество, нужно иметь, пожалуй, семь пядей во лбу. Зубодробильна сатира у Марка Захарова с его «Домом, который построил Свифт» и «Убить дракона». Также хорош Дэвид Кроненберг со «Звёздной картой» и «Кролик Джоджо» новозеландского режиссёра и сценариста Тайки Вайтити. Можно к сатире отнести и «Бёрдмэна» режиссёра Алехандро Г. Иньярриту. Ну, копать-не перекопать их в синематографе, но всё равно наберётся небольшая крупица подобных штучных киноизделий. Ибо сатира чаще нивелируется в чёрную комедию и в трагикомедию. Сатиру, как таковую, сложно выдать, сделать высококачественно, достойно. Ибо она, по своей сути, недостаточно смешна, смешлива, но улыбку «выдавливает» в зрителе… как бы насильственным путём. Сатира горчит, она расстраивает, она всё время побуждает смотреться в зеркало, после чего обязательно шандарахает вопрос: «Неужели это я?! Неужели это мы?!»

Наши локализаторы-переводчики опять намудрили с названием, проявив некоторую безграмотность. Почему «не смотрите наверх»? Ведь в фильме ясно дают понять, что не рекомендуют смотреть на небо, где вроде как летит комета (она ещё не видна). «Наверх» – следует конкретно куда-то смотреть (указывается определённое направление, точка), а «вверх» более обширный термин. Небо, вселенная в данном случае. Ну, ладно! Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. А помните мультфильм «Вверх»?..

Поговорим о самом фильме, который снял Адам МакКей. На его счету немало известных кинополотен – «Игра на понижение», «Власть» (тоже сатира), «Человек-муравей», «Охотники на ведьм» и прочие занятные вещицы. Не брезгует и сериалами.

О сюжете вскользь. Астрономы-учёные вдруг обнаружили в космосе новую комету. Потом, проведя свои математические вычисления, обнаружили якобы огромная комета летит не куда-нибудь, а прямиком на Землю, и это «счастье» случится буквально через шесть месяцев. В образе «умников» пребывали Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс (лаборантка), в её честь и назвали комету – Дибиаски. Он – до умопомрачения стеснителен, пожирающий пачками депрессанты. Она – истеричка, с пирсингом в ноздре. И когда они заявили о своём уникальном открытии, то тут такое началось… Началось то, что никто угрозу не воспринял всерьёз. Вернее, восприняли как хайп. Посыпались «лайки», посты, мемы, на телевидении запестрели ток-шоу, концерты поп-дивы в честь летящей кометы. Американский президент в юбке, Мерил Стрип, не преминула возможности обратить «космическую игрушку» в свою пользу – в пользу избирательной компании. Одним словом, всё мировое (или только американское) общество посчитало клёвым, прикольным, что на планету Земля летит устрашающая комета размером в сколько-то там километров. Это круто, чувак!

Ржал я… хотя можно и порыдать в кружевной платочек в процессе просмотра кинокартины. А что?! В наши дни, почитай, то же самое происходит, только вместо кометы – пандемия, из которой кто-то извлек выгоду. Или ловит кайф. Лично слышал (поблизости школа), как молодняк обсуждал, якобы «в наикрутейшее время они сейчас живут». Ну да, лишь бы поржать! Режиссёр Адам МакКей знает-видит эти реальные примеры… дутые копии, симулякры.

Кстати, «Не смотрите наверх» восприняли двояко: и зрители, и критики. Некоторые в пух и прах разнесли кинокартину, видя в ней жалкую одноклеточную амёбу: ничего назидающего, никакого умного, разумного юмора. Низкопробный стёб! Типа, не смешно… от слова «совсем не смешно». Возможно и те, и другие правы. Или совсем не правы. В фильме, впрочем, фильме-винегрете всего намешано, и мелькает «это» порой за доли секунды. Их оскорбило, что такие инстанции как наука, правительство (в частности американское), социальное сообщество, бизнес, космические службы, миллиардеры (в особенности тонкий намёк на Apple) изображены с обезьяньими ужимками. Чего стоит госпожа-президент и её сынок (Джона Хил)! Граждане Америки нагляделись на Трампа, теперь «старость-не радость» Джо Байден, и вдруг замелькали их «близнецы» в кинематографе. У-у-у!

Радует, ведь плохиши-американцы умеют над собою посмеяться. Аж зависть берёт. Не противятся выпячивать свои болячки, язвы, шишки. Хотя эти болячки далеко не их, а всего мирового сообщества… тусовки. Мы все на сегодняшний день пребываем в неком анабиозе социальных сетей, тик-тока, стриминговых сервисов и гаджетов. Пора, давно пора поржать на самую больную тематику. Хотя на схожий лейтмотив давно старается кричать и смеяться сериал «Чёрное зеркало». В этом он лучше всех преуспел.

«Не смотрите наверх» фильм про апокалипсис, или, следует сказать, про антиапокалипсис, ведь в него по-настоящему большинство пипл не верят. Вернее верит, но не верит, что его самого через шесть месяцев не будет. Издохнет. Или верит, что издохнет, но не верит – типа нереально. Как же… ведь надо сделать селфи с падающей кометой Дибиаски. Необходимо, к прочему, извлечь выгоду в падающем камешке. В нём имеются редкие металлы, которые могут принести баснословную прибыль. И вновь – лайки, лайки и лайки!

Относительно актёров могу сказать одно. Почти никто из них не старался выложиться на сто процентов. Кто-то переигрывал. Раздражала, к примеру, беспрестанно смеющаяся, улыбающаяся Мерил Стрип (они все смеются, улыбаются). Леонардо Ди Каприо, наконец взявший долгожданную статуэтку в 2016 году, вообще расслабился. Его там и невидно, был какой-то другой актёр, наверное. Хиленький персонаж-пластилин вышел. И тот не раскрыт полностью. Лоуренс, пожалуй, со своими истеричными припадками «Мы все подохнем!» – довольно убедительна в своей роли. Верю! Джона Хил, ну он во всех своих фильмах кривляка и… идиот. Кейт Бланшетт в роли телеведущей – то ли роковая красотка, то ли стерва? Непонятно! А для сатиристической (и политической) картины так и надо: «полулёжа, полусидя» играть, получая несказанное удовольствие от самой полуигры.

От фильма я, честно говоря, в восторге. Словно взлетел я над планетой и взглянул на наши погрешности, ляпы, неестественные гримасы с космической высоты (как та комета). Ведь мы же потеряли большую часть жизни, которая катапультировалась прямиком в кривозеркалье, в кроличью нору, в матрицу в конце концов. Где каждый сам за себя, и плевать на того, кто стоит рядом со мной. И я буду жевать, чавкать громко попкорном и буду разбрызгивать повсюду свои слюни. Ну, как-то так!

И вдогонку. Как писал один персонаж в школьной тетради из фильма «Доживём до понедельника» – счастье, когда тебя понимают. А вот понимать другу друга мы, действительно, разучились. Инфлюация.

 P.S. Про «Оскара» пару слов, опять. Имеется добавочное предположение, что ничего не светит «Не смотрите наверх». Академия всё-таки недолюбливает фильмы, которые жёстко стебутся над американцами и частично, капельно над толерантностью. Сейчас уже опубликован шорт-лист претендентов на «Оскар 2022», но он пока не полный. Окончательный список обнародуют только 8 февраля сего года. И на данный момент фильм имеет всего одну номинацию «Лучший оригинальный саундтрек». Ну, поглядим-увидим!

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: