Все новости
КИНОМАН
10 Января 2022, 17:00

Темный мир нашего кинематографа

«Первый российский фильм в 3D», «Будет сложно остаться собой» – пестрели заголовки рекламок. Страну атаковал «Темный мир» режиссера Антона Мегердичева. Атаковал – да не победил.

В последнее время кинематограф России особо обкатывает два направления – героико-патриотическое и молодежное. В принципе, первое тоже призвано воспитать в подростках гордость за отечество. Второе же конкретно направлено на «борьбу» со всевозможными Гарри Поттерами и пиратами Карибского моря.

Только борьба получается неравная.

Триллер-фентези с несчастными студентами, бегающими по лесу (прямо ужасы из серии американских «Грибов»), озерными ведьмами и доброй Бабой-ягой Марьей Анатольевной собрал «все лучшее» молодежного направления кино. Появилось нечто вроде «Цветка дьявола», попытавшегося тягаться с «Сумерками», и «Черной молнии», бросившей вызов алмазному магнату.

Но Мегердичев – не Бекмамбетов. В «Черной молнии» есть тонкие, ироничные диалоги, четкие персонажи, слаженный сценарий, сильный актерский состав. «Молния», по сути, светлая новогодняя сказка на современный лад. «Темный мир» же как нельзя подходит слякотному октябрю. Студенты-филологи мрут как мухи (создается впечатление, что собраны они исключительно для обреченной массовки, – по всем правилам надоевшего американского ужастика), сценарий где-то с середины становится запутанным клубком, который не распутывается, а только растет по объему в результате неясного монтажа. Приемы фотовспышки и замедления постепенно начинают раздражать.

Конкретно обозначены четыре персонажа – главная героиня Марина, ботаник Костя, королева озерных ведьм Хельва и колдун-министр с говорящей фамилией Волков. Более-менее прорисованы блондинка Вика и циничный бабник Артур – но они линейны, заданы однотипно, словно герои комиксов. Диалоги примитивные, с попыткой придать загадочность происходящему (от этого еще смешнее). Костя чем-то напоминает Поттера (может, очками?), а «колдун, сын великого колдуна» господин Волков – лорда Волана-де-Морта (невольно проскальзывает и параллель с библейским сыном дьявола). Бесы, которых видит Марина, почему-то наводят на мысль о фильме «Константин, повелитель тьмы»; их способность «вживаться» в человека отсылает к «Миньону» и мистеру Смиту из «Матрицы». Главные герои ненормально живучие; Волков, расстрелянный всевозможным оружием, похож на Терминатора из первой части. Непонятно как после кровавой кульминации оживает Марина (ее убили пулями «антиведьма»). Египетская зажигалка героини с христианским крестом, показанная для чего-то в начале фильма, не «всплывает» в конце. А ведь ружье, висевшее на стене в первом акте, должно выстрелить в последнем…

Проще говоря, сценарий Алексея Сидорова и Александра Дорбиняна – самый настоящий темный мир. Если не сказать мутный.

Приходится говорить о типично российском диагнозе киноленты: неправильная ставка на эффект. Традиционная рекомендация: не можете сделать продуманный «трэшевый» сюжет – ставьте «фишки» на героя. Он в российской культуре – луч света в темном царстве.

В данном фильме этот крохотный лучик все-таки есть. Правда, не в актрисе Светлане Ивановой, сыгравшей Марину Леонову. А в задумке персонажа. Он все-таки проходит типично русское перевоплощение.

В начале картины мы видим некую девушку в себе, погруженную в глубокую депрессию и зараженную вирусом готики. Безответная любовь, положение «брошенки» усугубляют ситуацию. Поведение героини – слепок с общего состояния современной «неформальной» тусовки школьников и студентов, которые не могут найти себя и прячутся от реальности за эпатажными протестами (в начале фильма об этом Марине и говорит преподаватель). Убежденная в существовании потустороннего мира, горячая на голову, она словно не живет, а существует. Курит как паровоз, грубит кому попало. Развязка фильма показывает нам совершенно другую Марину – ту, которая узнала истинную любовь, стала видеть людей и понимать ценность жизни. То есть сама задумка внутреннего перерождения персонажа неплохая (кстати, перерождается «морская» Марина при обрядовом погружении в воду). Но в фильме справились с поставленной задачей едва ли хорошо…

Финальный прием возвращения назад во времени тоже избит. Последние примеры использования – «Принц Персии» и «Третье желание». Только в первом случае герой остается помнить произошедшее, а во втором – все забывает. История Марины – вариант «Принца». Правда, «русский» вариант. Почему именно русский? В «Принце Персии» зло обнаруживает себя в реальности возвращенного времени и погибает, но в отечественных «Третьем желании» и «Темном мире» оно продолжает существовать и «сохранять баланс» во вселенной. Так, преображенная, «форматная» Марина встречается в аудитории с министром недр А. Волковым. «Ей, зная это, с этим жить» – наше родное мировосприятие…

Рассуждая об этом, задумываешься: для чего снят такой «фильм-попурри»? Заинтересовать тинэйджеров в отечественном кинематографе? Просветить в колдовских делах? Принять зло таким, какое оно есть?..

Ради чего можно проглотить месиво непонятного монтажа и карикатурного сценария? В данном случае остается констатировать одно: ради того, чтобы стать лучше, чище, мудрее. Казалось бы – благое намерение… Но ложка меда в бочке дегтя незаметна тому, кто пришел на зрелище. Донести добро через подобное сумбурное недокино нельзя. Увы, но «первый российский фильм в 3D» – темный мир отечественного кинематографа.

Автор:Кристина АНДРИАНОВА
Читайте нас: