Все новости
КИНОМАН
20 Ноября 2021, 17:00

Яркие имена. Часть третья

ЕЙ ПОДВЛАСТНО ВСЕ

25 сентября 1938 года в Ленинграде родилась Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина, актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.

Дебют в кино состоялся, когда Лида была студенткой ВГИКа (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Ее первые фильмы – «К Черному морю» и «Сверстницы» – были наполнены романтикой и молодым озорством.

Шли годы, и на экраны страны стали выходить фильмы молодого режиссера, но уже известного актера и писателя Василия Шукшина – «Печки-лавочки», «Калина красная», где Лидия Федосеева сыграла главных героинь. Сыграла настолько естественно, искренне, что в народе ходили догадки, мол, «это одна из тех жительниц села, которые снимались в фильмах Шукшина наряду с профессиональными артистами».

Много было ролей, много фильмов, хорошо принятых публикой и критиками: «Ключ без права передачи», «Вам и не снилось», «Позови меня в даль светлую»…

Актрисе подвластно все, в том числе и острохарактерные роли. В телевизионном варианте «Двенадцати стульев» она снялась в роли мадам Грицацуевой. И конечно же, в памяти телезрителей сохранился образ генеральши Амалии Потаповны фон Шпильце в телесериале «Петербургские тайны».

КОМПОЗИТОР НА ВЕКА

25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге родился Дмитрий Шостакович, великий композитор.

Он сполна изведал на себе все противоречия эпохи социализма. Не было, кажется, такого почетного звания, которого не удостоился Шостакович. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, шестикратный лауреат Государственной премии СССР… Но при этом партия то и дело его «поправляла». Чего только стоит знаменитое постановление Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», в котором осуждался формализм в музыке Мясковского, Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича, и последовавшая вслед за этим травля в прессе.

Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию в 19 лет. Он рано начал трудиться. Будучи студентом, работал пианистом-иллюстратором в кинотеатрах. То было время немого кино.

Шостакович – автор оперы «Катерина Измайлова» и оперетты «Москва, Черемушки», балета, симфоний и ораторий, написал музыку к 35 фильмам. Среди них – «Овод», «Гамлет», «Король Лир». Его песни из кинофильмов «Встречный» и «Встреча на Эльбе» получили всемирную известность.

В XX веке не было, наверное, ни одного крупного дирижера, который не включал бы в свой репертуар произведения великого советского композитора. К началу нового тысячелетия Дмитрий Дмитриевич Шостакович «пришел» как самый исполняемый композитор в жанре классической музыки.

В 60-х он приезжал в Уфу. Это событие всколыхнуло музыкальную и культурную жизнь столицы Башкирии. Общение с великим человеком (кстати, очень скромным) и композитором произвело огромное впечатление на тех, кто с ним встречался.

МОГУЧИЙ ТАЛАНТ

25 сентября Сергею Бондарчуку, режиссеру и артисту, исполнилось бы 90.

Разносторонне одаренный художник, Бондарчук прожил большую и яркую творческую жизнь. Казалось, он был рожден играть героев. Он их и играл, но при этом во многих ролях проявил себя тончайшим психологом и лириком.

В 1959 году Бондарчук дебютировал как режиссер, и так успешно, что получил главный приз Московского международного кинофестиваля и Ленинскую премию в придачу – за фильм «Судьба человека».

Потом была киноэпопея «Война и мир». И снова главный приз Московского кинофестиваля и еще американский «Оскар». Бондарчук был одним из немногих советских актеров, которые снимались за рубежом. В частности, он был занят в фильме знаменитого итальянца Р. Росселини «В Риме была ночь». Как режиссер, знающий толк в актерском мастерстве, Сергей Федорович приглашал в свои фильмы значительных, мощных актеров.

Уфимцы одними из первых увидели его «Ватерлоо». В создании фильма кроме Бондарчука приняли участие французский драматург Жан Ануй, итальянский композитор Нино Рота, блистательные актеры О. Уэллс, Р. Стайгер, К. Пламмер.

«Ватерлоо» привез в Уфу сам режиссер-постановщик. Был май 1971 года. Кинотеатр «Победа» переполнен. Сергей Федорович – величественный и красивый – принимает цветы, раздает автографы. Он добр, щедр, снисходителен.

Бондарчуку всего хватило: и славы, и хулы. У него было много недоброжелателей и завистников. Кто-то пустил сплетню, что он миллионер и в квартире у него самая роскошная в Союзе люстра, чуть ли не из одних бриллиантов. Рассказывали анекдот: «Если б у Наполеона была такая армия, как у Бондарчука в “Войне и мире”, он бы не проиграл Ватерлоо». Его считали режиссером, ангажированным партией и правительством, а он был ангажирован великой русской литературой – Толстым, Чеховым, Шолоховым.

Он стал народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. В партию вступил поздно, в 50 лет, уже будучи всемирно известным актером и режиссером. Умер тихо и незаметно, человеком, близким к церкви, познавшим исповедь и причастие.

В 1982 году за вклад в киноискусство Сергей Бондарчук был удостоен приза «Академии Симба» (Италия).

Сергей Федорович, как и многие люди его поколения, тяжело переживал изменения, которые происходили в нашей жизни в начале 90-х. Его удручали молодые новаторы, воспринявшие творческую свободу как вседозволенность.

В последние годы вокруг него был заговор молчания. Его отлучили от прессы и телевидения. Пророчили, что он будет в простое, а он был весь в работе. На деньги итальянского продюсера снял многосерийный фильм «Тихий Дон» (оставалось лишь его озвучить). В роли Григория Мелехова – английская звезда, в роли Аксиньи – французская: таковы требования рынка. Фильм показали по российскому телевидению после смерти режиссера (монтаж Федора Бондарчука). Он не стал его удачей.

Еще он собирался снимать «Тараса Бульбу» и дорогостоящий фильм об Александре Македонском. Работал над сценарием. Побывал в Таджикистане, где предполагались съемки. Хотел сыграть роль вожака цыган. Нетрудно представить себе, каким колоритным получился бы этот вожак.

Судьба, в общем-то, была к нему благосклонна. Сыграть Тараса Шевченко, Отелло, Пьера Безухова («Война и мир»), Дымова («Попрыгунья»), Астрова («Дядя Ваня»), кардинала Монтанелли («Овод»), снять фильмы огромного эпического размаха – мало кому удавалось такое.

В Волоколамске с 2004 года проводится международный фестиваль военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» имени Сергея Бондарчука.

Предыдущие части.
Автор:Юрий НИКИФОРОВ
Читайте нас: