Все новости
КИНОМАН
8 Ноября 2023, 13:00

Талантливый, робкий «воробушек»

об актрисе Галине Беляевой

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Её глаза с мечтательной, чуть детской поволокой. И ангельской внешности она, не порушенная временем. Не просто балерина и актриса, в ней есть, теплится нечто большее. Возможно… хотя почему возможно? Так оно и есть – это неподдельная искренность. Лёгкое озорство, вдруг выскользнувшее воробушком из детства. Именно такой её знает и любит зритель. Её первая значимая роль Оленьки Скворцовой в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» молдавского режиссёра Эмиля Лотяну, по чеховскому произведению «Драма на охоте». Ей на тот момент было всего шестнадцать лет.

Без какого-либо опыта в кино. Да и атласные пуанты ей ближе, но… Конечно, это всеми узнаваемая Галина Беляева, которой в 2021 году, в апреле исполнилось 60 лет.

Для фильма «Мой ласковый и нежный зверь» её обнаружила ассистент режиссёра, которая уже полгода безуспешно искала исполнительницу главной роли дочери лесничего. Что характерно, игра Беляевой, в то время учившейся в Воронежском хореографическом училище, на репетициях показалась неубедительной Эмилю Лотяну. Она зажималась и взгляд плавал, тонул в тумане… стеснялась, боялась чего-то. Но стоило включить камеру и сказать «мотор», как у Галины Беляевой вырастали как бы крылья, она оживала. Режиссёр наконец-то видел перед собою Оленьку Скворцову. И кто бы мог подумать, глядя на юную девчушку в фильме, что она немного робкая по характеру. Всяко казалось, будто за её плечами лежал немалый опыт в кинематографе, а тут всё впервые для неё: свет прожекторов, урчание кинокамер, именитые актёры, окружавшие Беляеву.

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Галина Викторовна как-то рассказывала журналистам про один отснятый эпизод из «Ласкового и нежного зверя», где её Оленька бежит по лесу, а потом падает, скользя нежно гибкими руками по стволу берёзы: «Эмилю Лотяну хотелось романтики в этом кадре, он требовал, чтобы я соскальзывала по дереву очень плавно. А у березы, между прочим, кора грубая и бугристая. Помню, у меня все руки были в крови. Мы сняли пять или шесть дублей, а до этого – столько же репетировали, и в итоге получилась именно та картинка, которой добивался режиссёр».

 Среди творческой группы она единственная была «непрофессионалом». Неоспоримый факт. Но, как заметили именитые актёры, она играла чисто и сказочно, с невообразимой отдачей и старанием. И без всякой лжи. Словно это её первая и последняя роль. И не кино вовсе снимается, а протекает, что ни на есть настоящая драма… жизнь, и ей суждено пробыть Оленькой Скворцовой до самого конца, до рокового выстрела, до самой смерти.

 Съёмочная группа и актёры её, шестнадцатилетнюю (почти ребёнка), лелеяли, холили и как могли поддерживали. Похоже, родительская «опека» передалось и фильму, не глянцевой мягкостью сквозит каждый кадр. Любая безобидная шутка заставляла Беляеву густо краснеть и стыдливо опускать глаза. Прозвучала однажды щепетильная реплика от Олега Янковского, с которым она вынуждена была целоваться на виду у всей съёмочной группы. Известный актёр перед съёмкой этого эпизода решил подбодрить юную партнёршу:

«Галка, а ты вообще когда-нибудь целовалась?» И всё, Галина Беляева впала в ступор... Пришлось долго её утешать, успокаивать, прежде чем она снова смогла встать в кадр.

Кадр из фильма "Ах, водевиль, водевиль..."
Кадр из фильма "Ах, водевиль, водевиль..."

 Стоит добавить, что в процессе съёмок кинокартины ей пришлось освоить уроки верховой езды на лошади, а также в нужные моменты пустить слезу.

 Про режиссёра Эмиля Лотяну уж говорить-то... когда Беляевой исполнилось восемнадцать лет, он сделал ей предложение. Такие вот цветы судьбы!

 В 1979 году Галина окончила своё Воронежское хореографическое училище, после чего, разумеется, поступила в театральное училище имени Щукина. Нельзя прямо утверждать, что балет и кино в её жизни разошлись как круги на воде. Она, работая в Московском театре имени Маяковского, скучала, конечно, и по балетной сцене. Видя её щемящую ностальгию, Эмиль Лотяну в 1983 году приступил к съёмкам биографического фильма «Анна Павлова», рассказывающего о судьбе великой балерины. В этой картине Галина Беляева не только играла главную роль, но и сама исполнила большинство балетных партий. И в музыкальной комедии «Ах, водевиль, водевиль…» 1979 года режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича она немножко похулиганила на «балетный манер», то фуэте покружит, то сядет на шпагат. Но в «Анне Павловой» она в полную силу вернулась в любимую стихию.

Кадр из фильма "Чёрная стрела"
Кадр из фильма "Чёрная стрела"

 Галина Викторовна вспоминала: «Мне безумно хотелось сыграть эту роль. Анна Павлова даже снилась мне по ночам. Она ведь действительно легендарная балерина. Критики того времени в один голос называли её божественной. Она во время танца на несколько секунд буквально зависала над сценой. Будто парила.

Никто не мог понять, как это возможно. Пытались найти какие-то разумные объяснения, разложить все по полочкам: вот, мол, у неё нога идеальной формы, очень тонкая щиколотка, и это позволяет ей делать такой сильный толчок. Но чудо ведь нельзя растолковать… К съёмкам готовились основательно. Мы связались с «Обществом Анны Павловой» в Лондоне (она жила там в эмиграции), которое очень помогло нам с материалами. Я целыми днями смотрела съёмки её выступлений, читала воспоминания современников о ней. Часами репетировала в Театре Станиславского и Немировича-Данченко с прекрасными педагогами».

Что тут скажешь?! Самый настоящий профессиональный подход к делу. Беляева на съёмках выложилась вся без остатка. Но как ни печально, на фильм посыпался камнепад критики, особенно буйствовал Большой театр. Ну, как же… режиссёр с ними не посоветовался, не позвал принять участие в киносъёмках. Хотя эти критики с «ножами», что с них взять? – только колоть и тыкать умеют. А зритель, добродушный зритель принял кинокартину с восхищением. С «Анной Павловой» Беляева исколесила весь Советский Союз и везде её встречали с нескрываемой симпатией, обожанием. Осыпали подарками, цветами.

В её фильмографии достаточно знаковых, великолепных картин: и «Чёрная стрела» по повести Роберта Стивенсона, «Детство Бемби» и «Юность Бемби» по мотивам сказки Феликса Зальтена, «Лермонтов», где она сыграла вместе с Николаем Бурляевым, «Капабланка» – советско-кубинский художественный фильм режиссёра Мануэля Эрреры, и там она сыграла балерину – некую Сашеньку Можаеву. И в девяностые немного мелькала в кино. И в двадцать первом веке не теряет нить с кинематографом. И театр всегда рядом. Но всё-таки снимается она очень редко, несмотря на постоянные приглашения.

Кадр из фильма "Юность Бемби"
Кадр из фильма "Юность Бемби"

 Частной жизни её хотелось бы не касаться, почти… Да, всякие трудности сваливались на неё – булыжником. И замужество у неё третье и детей четверо от разных браков. И между собою дети (уже взрослые, конечно) дружат и любят свою маму. А что ещё нужно в этой жизни?!

 Для нас, обычных зрителей, она (наверное, но могу ошибаться) больше ассоциируется с «воробушком» из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Её кроткая, изумительная улыбка в одном гениальном эпизоде кинокартины сменяется грустью, потом текут слезинки, на смену вновь улыбка (мечтательная улыбка), и всё это на фоне льющегося вальса Евгения Доги. Свадебная фата, белое на белом, гости… Это попросту снос реальности, романтический раздрай, если можно так выразиться.

 К слову, хочется спросить – а почему сейчас похожее не снимают?

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: