Все новости
КИНОМАН
7 Ноября 2021, 17:00

Яркие имена

У КАРЛСОНА БЫЛА НЕЛЕГКАЯ СУДЬБА

Если верить публикациям в московской прессе, биография народного артиста России Спартака Васильевича Мишулина вполне могла бы послужить основой для авантюрного романа.

Его мать была заместителем наркома (министра), а родной дядя Шура – ректором Академии общественных наук при ЦК КПСС, другом главного идеолога партии М. Суслова.

Перед юным Спартаком, казалось бы, расстилалась широкая и светлая дорога в прекрасное и безоблачное будущее. Но в 30-х годах мать как «врага народа» посадили, с отчимом отношения не заладились, и Спартак убегал из дома, бродяжничал, попадал в милицию. По недоразумению стал курсантом артиллерийской школы, решив, что «артшкола» готовит артистов.

Биографы Мишулина рассказывают, что, готовя спектакль в сельском клубе, он позаимствовал необходимые ему лампочки в соседнем клубе. Об этом сообщили куда следует, и начинающего режиссера арестовали. При этом вспомнили, что однажды ночью пытливый юноша, аккуратно выставив стекло в библиотеке, взял почитать «Историю гражданской войны». Был и еще один проступок: он исписал обратную сторону плаката, на котором был изображен товарищ Сталин. Мишулин получил срок.

В заключении ему добавили еще за то, что он на свой страх и риск подкармливал вечно голодных зэков, возил им в бочке вместо воды муку. Там же он попал под трактор, и его еле выходили.

После освобождения Мишулину довелось работать в деревенских клубах Калининской области. Зачастую он был един в трех лицах: автор, режиссер и актер. Существует ошибочное мнение о Мишулине как комедийном актере-эксцентрике. Между тем на сцене Омского театра он играл драматические и даже героические роли. В его репертуаре были Сергей («Иркутская история» А. Арбузова), Тузенбах («Три сестры» А. Чехова), генерал Чарнота («Бег» М. Булгакова). Незадолго до своей кончины актер готовился сыграть главную, трагическую роль в пьесе И. Тургенева «Нахлебник».

Коллеги отзываются о Спартаке Васильевиче как об очень симпатичном, добром, деликатном и совестливом человеке.

…На гастролях за границей артисты Московского театра Сатиры любили ходить в гости к Мишулину: он угощал их вкусным самодельным супом, приготовленным на охотничьей горелке.

В начале 90-х, когда россияне были брошены на произвол судьбы, Спартак Васильевич, загримировавшись, довольно успешно торговал в ларьке водкой. Он всегда был убежден, что мужчина – кормилец семьи и ответственен за ее благополучие.

Популярным имя Мишулина сделали три роли. Это Саид в знаменитом вестерне В. Мотыля «Белое солнце пустыни», Карлсон в спектакле театра Сатиры «Малыш и Карлсон» и пан Директор в «Кабачке “13 стульев”». Была в прошлом веке на советском телевидении такая всенародно любимая развлекательная программа, легкая, незатейливая, ироничная. Популярности ее может позавидовать любой современный сериал. Было сделано свыше 130 выпусков «Кабачка». У С. Мишулина (пана Директора) были замечательные партнеры: Ольга Аросева (пани Моника), Борис Рунге (Петр, пан Профессор), Роман Ткачук (пан Владек), Наталья Селезнева (пани Катарина) и многие другие. Главный режиссер театра Сатиры Валентин Плучек морщился как от зубной боли при упоминании «Кабачка», в котором были заняты в основном его артисты, но ничего не мог поделать: «Кабачок» был сильнее его. Говорят, что среди поклонников этой юмористической программы был сам Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС.

ВЕЛИКИЙ КУДЕСНИК

Аркадий Райкин был едва ли не самым популярным, поистине народным артистом Советского Союза.

Мастер трансформации, мгновенного перевоплощения, он в каждом спектакле создавал несколько десятков персонажей. Гротеск и лиризм, едкий сарказм и мягкий юмор – все это присуще творчеству Райкина.

Благодаря телевидению мы получили возможность увидеть фильмы-спектакли Райкина «Волшебная сила искусства», «Люди и манекены» и множество сцен из программ разных лет. Персонажи Райкина, появляясь на голубых экранах телевизоров, были частыми гостями почти в каждом доме. Этот великий кудесник был Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии. К нему благосклонно относился Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев.

Мне посчастливилось увидеть последний спектакль Аркадия Райкина «Мир дому твоему», где он выступал вместе с сыном Константином. Каждое слово было пронизано глубокой надеждой и верой в доброту человеческую и порядочность. Это вечная тема Аркадия Райкина.

 

БЫЛ ВОРОМ, СТАЛ МИЛИЦИОНЕРОМ

Михаил Иванович Жаров – один из самых популярных актеров не такого уж далекого прошлого. Он вышел на сцену в 1919 году. Играл в театрах им. Мейерхольда, Камерном. С 1938 года и до конца своих дней был актером Малого театра. Популярным его сделало, как уж водится, кино. В 1931 г. вышел на экраны первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь». Он имел головокружительный успех. В одной из главных ролей – предводителя воровской шайки Жигана – снялся чертовски обаятельный молодой Михаил Жаров. Рассказывают, будто однажды в магазине у артиста украли кошелек. Потом, когда признали в нем Жигана, карманники устыдились и вернули украденное.

В фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга о революционере Максиме («Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1938) Жаров исполнил роль малосимпатичного конторщика Дымбы. Дымба между делом пел в этом фильме незамысловатую песенку: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить». Когда этот фильм вышел на экраны, «Цыпленка жареного» запела вся страна, – такова сила искусства.

В октябре 1915 года в России состоялся премьерный показ кинотрагедии «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Л. Мея «Псковитянка»). Царем был Ф. Шаляпин, а Михаил Жаров промелькнул в едва заметной роли опричника. Пойдут годы, и он сыграет в шедевре С. Эйзенштейна «Иван Грозный» не кого-нибудь, а самого Малюту Скуратова, сподручника царя.

В «Петре I» он тоже приближенный царя, умный, удалой, вороватый Меньшиков.

В 1938 году режиссер И. Анненский завершил свою дипломную работу – снял водевиль «Медведь» (по А. Чехову). Артист Малого театра Михаил Жаров и артистка МХАТ Ольга Андровская выделывают в нем такие номера, что и сегодня, спустя 72 года, этот небольшой фильм смотрится с неослабевающим вниманием. Поистине незаурядная личность исполнителя плюс виртуозная актерская техника способны творить чудеса.

Жаров-актер питал слабость к бытовым подробностям, юмору, импровизациям. Он был особенно хорош, когда ему выпадали роли людей озорных, веселых, жизнелюбивых («Человек в футляре», «Гроза», «Богдан Хмельницкий»).

В почтенном возрасте Жаров (народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда) завоевал симпатии зрителей в роли участкового милиционера Анискина, рассудительного, неспешного, проницательного.

В качестве режиссера Михаил Иванович снял три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, с В. Раппопортом), «И снова Анискин» (1978, с В. Ивановым). Официальная критика осудила «Беспокойное хозяйство» за легковесное изображение войны, зрителю же эта картина очень понравилась.

Народный любимец Жаров бывал в Уфе. На сцене Республиканского русского драматического театра он появился в роли богатого барина, закоренелого холостяка Лыняева в комедии А. Островского «Волки и овцы». Играл со вкусом и азартом.

Люди старшего поколения помнят выдающегося артиста. Будем надеяться, что молодые тоже когда-нибудь откроют его для себя. Им можно только позавидовать.

Автор:Юрий НИКИФОРОВ
Читайте нас: