Все новости
КИНОМАН
18 Февраля 2021, 20:05

Дьявол в сценарии

Детектив – один из самых клишированных жанров кинематографа после ужастиков. Каждый раз, при походе в кинотеатр, уже хочется кричать «убийца дворецкий!», или что-то в этом роде: настолько всё стало предсказуемо. Теперь создатели кидаются кто во что горазд: кто-то пытается иронизировать и добавлять немножко сумбура в привычную нам линию расследования, и тогда получается «Достать ножи», а кто-то по старинке адаптирует классику, что в итоге приводит к появлению «Убийства в восточном экспрессе» (если вспоминать лучшее за последние годы, разумеется).

Фильм «Дьявол в деталях» от первого до последнего кадра разыгрывает как по нотам полицейскую драму: в ней есть загадочные убийства с необычными деталями, суровый детектив с тяжелой судьбой и его более молодой, перспективный и идеалистичный напарник. И, конечно, сам хитроумный убийца.
Название вполне заурядное, не привлекающее внимание: если вовремя не залезть в интернет, то вообще можно принять ленту за какую-то мелодраму схожую с «Дьявол носит Prada». Однако, ленте есть чем похвастаться. Например, чертовски звёздным актёрским составом.
В 1990 году пожилой полицейский Дикон по прозвищу Дик (Дензел Вашингтон), тянущий лямку в калифорнийской глуши, едет с мелким поручением в Лос-Анджелес. И выясняется, что еще пять лет назад он был там уважаемым детективом, но однажды во время расследования серии убийств что-то случилось, что разом привело его к инфаркту, разводу и переезду в глушь. Теперь место Дика занимает энергичный молодой человек при галстуке (Рами Малек), примерный семьянин и протестант, и он тоже ищет серийного убийцу девушек – возможно, все того же. Дик решает задержаться в Лос-Анджелесе и ему помочь.
Говорить же о заслугах Дензела Вашингтона не имеет смысла: это актер с большой буквы, для которого сыграть потрепанного жизнью благородного полицейского – как надеть идеально сшитый под него костюм. Но есть ещё и Рами Малек, который из социофоба без труда перевоплотился в самого Фредди Меркьюри, но в этом фильме всё иначе: да, актёр пытается «выжать драму», но обилие довольно пафосных фраз, напряжённая атмосфера и степенное повествование высасывает всю химию между двумя детективами.
Многие отмечали неповторимую атмосферу Америки 90-х годов, что, если честно, почти не ощущается. А вот, чего действительно у ленты не отнять, так это какой-то мистики и параноидальных построений в совокупности и с религиозным «месседжем». Герой Вашингтона стремится преодолеть барьер, присущий многим служителям закона: герой, как человек ответственный, семьянин ищет оправдание мировому Злу, ищет след Божьего провидения и защиты. Главный вопрос: можно ли спасти всех? Не отвернулся ли Бог от человечества? Ответ напрашивается сам собой, когда фильм пестрит местами преступления, где невинно убиенные девушки, словно агнцы божие, сложены на закланном камне. Ощущение полного хаоса – вот что пытается показать «Дьявол в деталях»: мир, где человек вынужден мириться с ответственностью за собственную слабость. Именно эта мысль оставляет безоружным зрителя в финале, равно как и молодого полицейского Рами Малека.
Сюжет «Дьявола» прост до неприличия, даже в те моменты, которые должны были стать крутыми сюжетными поворотами. Его немногочисленные сильные места вытягивает харизма и крутое взаимодействие актеров, но никак не сценарий. При этом общая идея фильма неплоха: тема одержимости делом и личной ответственности перед жертвами в этом жанре не нова, но ее всегда можно подать по-своему. Просто «Дьявол в деталях» каждой своей составляющей напоминает третьесортные детективы – наверняка все помнят эти безымянные фильмы по телевидению, которые крутят после полуночи.
Как ни странно, но фильм с названием «Дьявол в деталях» оставляет только тень, почву для теорий и не даёт никаких направлений к правильному ответу. Философия – это, конечно, хорошо, но всё же от детектива ждёшь более весомых вещей. Многое можно было бы простить, если бы фильм не был столь серьёзным, но, увы, «назвался груздем…».
Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: